Тренд на развитие креативной экономики укрепляется с каждым годом. Сам по себе термин не новый — его начали исследовать еще 10 лет назад. Однако на законодательном уровне понятие и виды креативных индустрий закрепили лишь в августе 2024-го.
Сегодня мысль «творческие индустрии — драйвер экономики» звучит на разных площадках. С общегосударственного уровня она постепенно перекочевывает в регионы. А каков потенциал креативных индустрий на Дону? Ростовстат и банк «Центр-инвест» провели свое исследование. Готовые ответы упаковали в сборник «Креативные индустрии Дона». Его презентовали 23 сентября в пресс-центре «Интерфакс».
Кстати, это первый региональный статистический сборник по креативным индустриям в стране.
— Чтобы определить, какие процессы происходят в регионе, пришлось плотно поработать с массивами информации, — отметила руководитель Ростовстата Марина Самойлова.
Одна из первых идей, которую авторы выразили как на встрече, так и на бумаге, — об особой креативности дончан.
— Доход дончан в предпринимательской деятельности составляет 10%, тогда как в столице это всего лишь единицы процентов, — отметил председатель Совета директоров «Центр-инвест» Василий Высоков. — Это говорит о нашей креативности и доказывает гипотезу о том, что на Дону креативным является каждый.
Это подтверждает и статистика за последние три года. Так, по словам руководителя Ростовстата Марины Самойловой, показатели по креативным индустриям сильно выросли. Выручка увеличилась почти в два раза и составила 46 миллиардов. Наибольший процент — за индустрией разработки ПО, сферой рекламы и массовых коммуникаций и гастрономией.
Авторы сборника впервые предприняли попытку проанализировать креативные индустрии еще и по муниципальным образованиям Дона.
— В этом разрезе индустрии открылись с неожиданной стороны, — отметила руководитель Ростовстата Марина Самойлова. — По уровню общей выручки наиболее представительным оказался город Донецк, Обливский и Аксайский районы. По численности работающих в креативных индустриях выделяется Шолоховский, Семикаракорский и Волгодонский районы.
Поскольку жители Дона особенно креативны, творческие индустрии становятся еще и драйвером успешного экономического развития региона. Василий Высоков считает: это подводит к мысли о том, что выходить на новые ступени необходимо как раз за счет «креатива».
— Мы работаем чуть хуже и получаем меньше, чем в среднем по стране, — высказался председатель Совета директоров «Центр-инвест» Высоков. — Вровень идем по развитию информационно-коммуникационных технологий, но из-за невысоких доходов не хватает денег на науку. В конечном счете это движение по кругу, из которого надо выходить и начинать восхождение по спирали.
По мнению Василия Высокова, на данный момент региону нужно сосредоточиться на взаимодействии. Суть своей идеи он объяснил на примере сказки про репку:
— Если бы дедка при производстве репки использовал технические разработки бабки, бабка опиралась на прикладные исследования внучки, внучка — на фундаментальные исследования Жучки, Жучка — на искусственный интеллект кошки, а кошка — на креативное поведение мышки, репка увеличилась бы в 7 млн раз, — отметил Василий Высоков. — Именно такая взаимосвязь сегодня нужна от креативных индустрий непосредственно в нашу разработку.
На Дону работа в этом направлении уже активно идет — об этом сообщил член рабочей группы АСИ по внедрению регионального стандарта креативных индустрий Владимир Козлов. По его словам, сейчас стремятся привлечь в регион мозги, т. е. создать условия, чтобы представители творческой интеллигенции ехали в Ростовскую область.
— Мы поддержали аналитический этап работы стратегической сессией по развитию креативных индустрий, сформировали круг перспективных идей, — упомянул Владимир Козлов. — Мы видим, что регион хочет привлекать творческую и креативную интеллигенцию, а для этого нужно реализовывать проекты, которые превышают региональный масштаб. Мы видим у сообществ такие амбиции, и нормативная база должна создать условия для их реализации.
На встрече неоднократно отмечали: достичь всех поставленных целей без качественной аналитики и стратегии креативного развития сложно.
— Рынок креативной индустрии отличается неэластичным спросом и предложением, — считает председатель Совета директоров «Центр-инвест» Василий Высоков. — Если не хватает творческого потенциала, начинается отток населения. Если не хватает спроса на креативные возможности, начинает уходить талант. Чтобы этого не происходило, нужна стратегия креативного развития. Она должна охватывать все отрасли и уровни управления.
Сейчас, когда она наконец появилась у региона, можно говорить о движении дальше.
— Для креативного развития Ростовской области действительно нужно такое взаимодействие, при котором существуют лидер и команда, знание и опыт, наука и идеи, внутренняя и внешняя коммуникация, готовность к риску и умение управлять этим риском, — подытожил председатель Совета директоров «Центр-инвест» Василий Высоков. — Поэтому я счастлив, что мы работали вместе с ростовским управлением статистики. Нам удалось собрать этот пазл и сделать наш сборник популярным даже за пределами региона. В этом направлении будем работать и дальше.