Бизнес Зачистка рынков репортаж Миграция бизнеса. С кем связаны новые рынки для аксайских предпринимателей

Миграция бизнеса. С кем связаны новые рынки для аксайских предпринимателей

161.RU изучил порядки и цены на оптовых площадках

Оптовые точки постепенно уводят из Ростова

Предприниматели с закрытых в Аксайском районе торговых комплексов переезжают на альтернативные площадки. На фоне подорожания продуктов их заявления звучат обнадеживающе: фрукты и овощи можно купить в 2–3 раза дешевле, чем в ростовских магазинах и супермаркетах. Как торговцы обосновались на новых местах, какие «бонусы» они получили от донского правительства и что говорят те, кто эти рынки строит — в репортаже Марины Гаричян.

В городе или на выселках?

Торговые площадки в Аксайском районе заблокировали в апреле 2021 года после рейда силовиков, связанного с уголовным делом Бабаевых — Борзенко. Главу клана бизнесменов Карима Бабаева весной заподозрили в создании преступной группы, которая незаконно завладела землей, где появились рынки. Преступниками также названы сыновья Бабаева — Вадим и Эдуард, — а также чиновник Виталий Борзенко, который более 20 лет руководил Аксайским районом. За полгода СК записал в участники группы более 10 человек — юристов, бухгалтеров и бизнес-партнеров семьи Бабаевых.

К съемке журналистов предприниматели отнеслись с пониманием и с удовольствием позировали

После массовых протестов бизнесменов с закрытых рынков власти Ростовской области предложили взамен несколько новых участков для торговли:

  • «Агро Молл» в хуторе Ленина;

  • «Южный Хаб» в Батайске;

  • оптово-розничный комплекс в поселке Койсуг;

  • продовольственно-логистический комплекс в Аксайском районе;

  • ярмарку «Меркурий».

Все площадки начали строить в 2021 году — далеко за границами Ростова. Это главное отличие от «бабаевских» рынков.

Выведение оптовых рынков за черту города — общемировая практика, подчеркнул в недавней беседе с корреспондентом 161.RU донской бизнес-омбудсмен Олег Дереза. Как минимум, по его мнению, крупные торговые центры и рынки провоцируют пробки.

— Часть предпринимателей говорит: «Мы хотим торговать на старых местах». И мы прекрасно понимаем, что для них это действительно лучший сценарий, но площадки в Аксайском районе закрыты по решению суда. Мы никак не можем повлиять на него, поэтому нужно действовать, исходя из сложившейся ситуации, — говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Ростовский областной суд в сентябре 2021 года оставил в силе решение Аксайского районного суда по иску в отношении рынков «Овощной» и «Алмаз», которые закрыли в конце июня 2021 года по требованию прокуратуры. Апелляционную жалобу направлял и Эдуард Бабаев — он проходит по уголовному делу о незаконной предпринимательской деятельности на этих участках. В конце августа областной суд также оставил в силе решение о приостановке работы двух других аксайских рынков — «Строительного» и «Атланта».

На этих площадках торговля идет полным ходом

Одна площадка в городе для бизнесменов из Аксайского района всё же появилась. «Группа Агроком» миллиардера Ивана Саввиди разрешила временно открыть торговлю на территории завода гражданской авиации на проспекте Шолохова, 282 — недалеко от старого аэропорта.

— Предприниматели обратились к нам, и мы предоставили в аренду ангар и участок на территории, — уточнили в «Агрокоме». — Он локализован, отдален от производственной зоны.

По итогам 2020 года выручка «Группы Агроком» составила 157,37 миллиона рублей. Это на 16% меньше, чем за 2019 год. Чистая прибыль компании за прошлый год — 10,1 миллиона рублей, годом ранее этот показатель был выше на 35%. Упала и средняя численность компании со 103 сотрудников до 96. «Группа Агроком» зарегистрирована в Ростове в 2004 году. Бенефициар — миллиардер Иван Саввиди, руководит компанией гендиректор Сергей Сапотницкий.

Сейчас на площадке «Агрокома» — десятки грузовиков, с которых продают фрукты и овощи. Мандарины дают по 65 рублей за килограмм, за кило картофеля отдадите рублей 50, перцы идут по 40. На месте торговцы говорят нам, что, по разным оценкам, сюда перебрались 150–200 человек. Представитель рынка уточнил, что цифра постоянно меняется — павильоны и шатры устанавливают, кто-то только перевозит товар. Через ворота на рынок пропускают только фуры. Чтобы попасть туда, нужно зайти с территории старого аэропорта и налево до упора.

Местные надеются, что на Шолохова будет постоянная овощная база

— Тут на 2–3 рубля дороже, зато [покупателям] не надо ехать по пробкам в те дали, — объясняют владельцы точек, имея в виду новые торговые комплексы под Батайском. — Многие из тех, кто тут остался, живут поблизости. Им удобно.

Здание старого аэропорта та же «Группа Агроком» отдала предпринимателям, которые продавали стройматериалы на рынках Бабаевых. Возник торговый центр «Аэровокзал». Стенды с обоями и диванами там соседствуют со старыми указателями направлений на посадку и выдачу багажа.

На взлетно-посадочной полосе тоже торговали, но к ноябрю площадка опустела. Еще с 20 октября ввоз нового товара предпринимателям неожиданно запретили, дав возможность распродать оставшиеся овощи и фрукты. Взлеткой владеют структуры, связанные с миллиардером Виктором Вексельбергом, — именно она была первым пристанищем для тех, кто весной потерял места на аксайских рынках.

Теперь торговцам нужно выбрать, куда переезжать в этот раз.

Некоторые продавцы овощного говорят, что перевоз контейнера с товаром может стоить 100 тысяч рублей

— Когда речь идет об опте, надо будет людям проехать несколько лишних километров — они поедут. Это бизнес, как говорится, — добавил бизнес-омбудсмен Олег Дереза. — Предприниматели с аксайских рынков должны понимать, что их сила — в единстве. Им надо не ждать у моря погоды, а быстрее переходить на новые площадки. С каждым месяцем они теряют своих покупателей. Они могли бы провести переговоры с собственниками, выторговать хорошие условия для себя. К сожалению, до сих пор предприниматели не воспользовались возможностью провести переговоры с властью.

Овощебаза от подрядчика донских дорог


Оптово-розничный торговый комплекс «Южный Хаб» в Батайске разместился на улице Заселье, 17 — это 1089-й километр трассы М-4. Официальное открытие с ритуальным перерезанием ленточки прошло 1 октября, но реально торговля началась к концу месяца.

Впервые мы оказались на «Южном Хабе» 19 октября, ожидая увидеть забитые товаром машины. Но было пусто. Из людей в основном — строители, возводящие камеры хранения и павильоны. Быстро обойти территорию не получится: асфальтом уже покрыли 20 гектаров. Примерно через 20 минут навстречу вышел мужчина и спросил, зачем приехали. Фамилию Александр сначала называть отказался, сказал, что он представитель администрации рынка. Он и уточнил, что торговля стартует к 25 числу.

Сначала был «Южный хаб», теперь пишут: ОРТК «Южный»

Отвечает за «Южный Хаб» группа строительных компаний «Дон», которая вложила в проект более 600 миллионов рублей. До конца 2021 года собираются потратить еще 200 миллионов. С рынка «Атлант-Юг» туда перевезли более 200 контейнеров.

ГСК «Дон» принадлежит Алексею Кнышову, Николаю Имедашвили и Владимиру Кирсанову. В 2005 году АО «Донаэродорстрой», входящее в группу компаний, получило контракт на строительство трассы М-4 «Дон».

Каждый день в «Южный» заезжает порядка 250 грузовых автомобилей с овощами и фруктами, рассказали нам в пресс-службе ГСК «Дон». Сейчас заканчивают строительство четырех овощехранилищ, в каждом — по 10 холодильников объемом по 550 м³.

— До 1 декабря для предпринимателей действуют арендные каникулы, плата не взимается. Не исключено, что каникулы будут продлены. Это обстоятельство сформировало возможность предпринимателям торговать овощами и фруктами по самым низким в регионе ценам. При этом качество продуктов очень высокое, — заявили в ГСК «Дон». — Участок, на котором находится торговый комплекс, относится к «землям поселения» Батайска. Такие территории нужны для формирования и развития инфраструктуры города. А городские власти сами решают, как ею пользоваться. 30 сентября ОРТК «Южный Хаб» выдали разрешение на торгово-ярмарочную деятельность. В результате он имеет законный статус постоянно действующей универсальной ярмарки.

Но предприниматели жалуются, что переезд далеко не бесплатный. Несколько человек рассказали 161.RU, что место в очереди пришлось покупать — сумма была у всех разная.

— Это подъемные деньги, но мы уже и так много потратили, пока переезжали.

— А почему всё-таки пошли на такие условия?

— Безвыходное положение. Либо там, либо нигде. Долго уже без дела практически сидели, надо работать. У меня семья большая.

Правозащитники заявили нам, что готовы помочь, если эти предприниматели обратятся к ним и назовут фамилии тех, кто требовал с них деньги. По информации редакции, данные еще не передавали.

— Собственники говорят, что они никаких денег не берут. Поймите, когда предприниматели лишились своих прежних мест работы, вокруг них сразу стали появляться всякие акулы, которые, скажем так, давали советы. Не исключаю мошенническую схему: взяли деньги просто под воздух. Они, может, и так должны были встать в эту очередь, — размышляет Дереза. — Если предприниматели хотят заявить, что с них брали деньги, — пусть передадут мне фамилии тех, кто это делал.

По словам представителей площадки, строительные работы идут и по ночам

Второй раз мы проинспектировали «Южный» 28 октября. Картина изменилась: появились машины и покупатели.

— Место хорошее, красивое. Нам обещали, что будут хорошо относиться, — радовался торгующий здесь Мехман Насибов. — Спасибо, что сделали такое место, асфальт уложили. Добираться мне удобно, уходит около 20 минут. Все к нам приезжают: Крым, Воронеж, Донецк, Луганск, Волгоград, Саратов, Белгород, Краснодар. Хурма у нас самая сладкая!

Что на «Южном Хабе» по ценам:

  • картофель — от 28 руб./кг;

  • яблоки — от 32 руб./кг;

  • мандарины — от 60 руб./кг;

  • капуста — от 30 руб./кг;

  • лук — от 25 руб./кг;

  • хурма — от 60 руб./кг.


— Конечно, нам нравилось на старом месте, там свои покупатели годами приезжали, все друг друга знают, — говорит другой предприниматель, попросивший не указывать его имя. — Всё из-за земли в Аксае, дележку сделали, а мы страдаем.

Корпус для администрации «Южного хаба» еще строят, но в одном из будущих кабинетов уже висит кремлевский пейзаж

К 2024 году из «Южного Хаба» планируют сделать большой торговый кластер. Будут не только овощи и фрукты: на площади в 182 гектара разместятся продуктовый и промышленный комплексы и парк ландшафтного дизайна. Через три года число рабочих мест должно увеличиться до 15 тысяч. Общая стоимость проекта — 4,5 миллиарда рублей. Член совета директоров ГСК «Дон» Алексей Кнышов сообщил 161.RU, что сейчас компания финансирует проект из собственных средств.

Новый «Атлант» расправит плечи

Перемещаемся на несколько километров восточнее Батайска — в хутор Ленина Аксайского района. Там на улице Гейдара Алиева, 1 строится «Агро Молл» — оптовый продовольственный рынок. Официально он открылся еще 1 ноября, мы же приехали туда 2-го.

Найти «Агро Молл» можно на 1081-м километре трассы М-4 «Дон»

В отличие от «Южного» на «Агро Молле» журналистов замечают сразу. Несколько раз спрашивают, как называется издание, и фотографируют пресс-карту — «для начальства».

Накануне нашего визита силовики провели обыски в офисах ростовских компаний «Ритм» и «РостВалк» — все они связаны с руководством рынка. По информации источника 161.RU в силовых структурах, спецоперация прошла в рамках уголовного дела против «неустановленных сотрудников» этих фирм, которые занимались благоустройством парка в Новочеркасске. Основной владелец (54%) и гендиректор «Ритма» — Самир Ахмедов. Он же руководит компанией «Вертикаль», которая строит «Агро Молл».

Принадлежит же «Вертикаль» 30-летнему ростовчанину Никите Денисову. Других бизнесов у него нет. По данным ФНС, с 2019 года ростовчанин работает как индивидуальный предприниматель и занимается поставками в рестораны Ростова — это видно по судебным делам между ним и заказчиками его продукции. Гендиректор «Вертикали» — Самир Ахмедов, он также владеет компаниями «Ростов-Логистик» и «Ритм». По данным из ЕГЮРЛ, обе торгуют растениями — например, рулонными газонами.

По проекту площадь только торговых рядов «Агро Молла» составит 32 гектара — это как 45 футбольных полей «Ростов Арены». Сейчас торговые павильоны уже стоят, в процессе — работа над хранилищами с холодильниками, будут также офисы и кафе. В описании программы «100 губернаторских инвестпроектов» говорится, что площадка предоставит 52 рабочих места. На деле — уже больше.

Работники торгового комплекса говорят неохотно. Всем всё нравится — говорят тоже, что место хорошее. Как надеются аксайские власти, туда переедут предприниматели, которые временно размещались на территории старого аэропорта Ростова. По данным правительства области, «Агро Молл» обойдется инвестору в 2,5 миллиарда рублей.

В администрацию торговой площадки пройти не удалось

161.RU стало известно, что в первом полугодии 2022 года соседом «Агро Молла» станет «Атлант Молл». Там будут продавать стройматериалы, сантехнику, электрику, хозяйственные товары, одежду, игрушки и подарки и все для охоты и рыбалки.

Новый «Атлант» косвенно связан с тем, что закрылся в Аксайском районе — на площадку перейдет часть команды старого торгового комплекса.

Полную версию интервью с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олегом Дерезой мы выпустили несколькими днями ранее. Бизнес-омбудсмен подробно рассказал, почему поддерживает переезд рынков за город.

Хроника громкого уголовного дела против владельца земель под аксайскими рынками Карима Бабаева и уже бывшего главы района Виктора Борзенко — в нашем сюжете.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
71
ТОП 5
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Великое переселение на Дон. Правительство Голубева не знало об эвакуации беженцев — как оно пыталось справиться
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
«Не тянуть грехи прошлого в будущее»: политолог — о первых неделях работы нового донского губернатора
Александра Шевченко
Шеф-редактор 161.RU
Рекомендуем
Объявления