RU161
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Ростове-на-Дону
Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

0 м/c,

757мм 76%
Подробнее
0 Пробки
USD 96,11
EUR 105,69
Бизнес Зачистка рынков интервью «Рынки надо убирать из Ростова». Бизнес-омбудсмен Дереза — о переезде торговцев на новые площадки

«Рынки надо убирать из Ростова». Бизнес-омбудсмен Дереза — о переезде торговцев на новые площадки

Через полгода после закрытия аксайских рынков появились альтернативы в области

Дереза рекомендует предпринимателям выйти на диалог с властью

Крупные рынки и торговые центры в черте города мешают развитию Ростова-на-Дону, считает уполномоченный по правам предпринимателей в области Олег Дереза. В интервью Марине Гаричян бизнес-омбудсмен высказался о миграции оптовых площадок.

Торговые площадки в Аксайском районе заблокировали после рейда силовиков в апреле 2021 года. Блокировка рынков связана с уголовным делом Бабаевых — Борзенко. Власти региона предложили предпринимателям несколько альтернативных участков для торговли: «Агро-Молл» в хуторе Ленина, «Южный хаб» в Батайске, оптово-розничный комплекс в поселке Койсуг, продовольственно-логистический комплекс в Аксайском районе и ярмарку «Меркурий».


«Как уполномоченный я доволен»


— Выведение оптовых рынков в область — общемировая практика. Это касается и больших магазинов. Заметьте, как удачно расположена «МЕГА» на аксайском въезде. Когда крупные торговые центры и рынки находятся в городе, они создают пробки.

Вот вы говорите про покупателей, а давайте иметь в виду, что мы все с вами граждане. Что такое заезд на рынок или в ТЦ? Есть понятие «полоса торможения» и «полоса разгона», особенно на заправках. Это тормозит движение транспортного потока.

На фоне подорожания продуктов оптовики заявляют: у них можно купить овощи в 2–3 раза дешевле, чем в ростовских магазинах и супермаркетах

Формально овощные рынки в Аксайском районе — тоже не Ростов, хотя я прекрасно понимаю, что люди привыкли считать их ростовскими. Это не в вашей и не в моей власти — сдвинуть границы района. Оптовый рынок: фуры приезжают, разгружают товар, выезжают. Как это в черте города может происходить?

Когда речь идет об опте — надо будет людям проехать несколько лишних километров, они поедут. Это бизнес, как говорится.

А вот с розницей другая ситуация. Мы как автовладельцы зачастую покупаем запчасти не на рынке — как раньше на закрытом «Алмазе», — а заказываем в онлайн-магазинах. Получается дешевле, да и товары хорошего качества привозят. Понятно, что розничные покупатели не поедут за 18 километров от Ростова — только если нет альтернативы.

Как уполномоченный я доволен, что у предпринимателей хотя бы есть выбор: «Южный хаб», «Агро Молл», территория 412-го завода — последний как раз в черте города.

— По заводу гражданской авиации много вопросов. Местные предприниматели уверены, что там будет постоянная овощная база. А вот в «Группе Агроком» заявили, что площадку предоставили как помощь бизнесу временно. Какими вы видите перспективы этого участка?

— Мы же не вправе обсуждать действия «Агрокома». Это эффективная предпринимательская структура. Им надо, наоборот, сказать спасибо за то, что они решили временно поддержать торговцев, оставшихся без места работы. Но по заводу есть нюансы — назначение земли, например. На территории завода явно можно только ярмарку устраивать.

Вы же понимаете, сколько стоит земля в черте города. Не зря же аэропорт вынесли из Ростова — он мешал развитию того района, там нельзя было строить высотные дома.

«Группа Агроком» миллиардера Ивана Саввиди предоставила для торговли пустующий ангар и участок земли

Когда только началась эта эпопея, когда только начали обсуждать судьбу предпринимателей с закрытых рынков, стало известно, что у собственников были эскизные варианты переноса этих рынков еще дальше — аж в поселок Щепкин. Но можно сколько угодно говорить на эту тему: торговцы не внимают.

Предприниматели с аксайских рынков должны понимать, что их сила — в единстве.

Им надо не ждать у моря погоды, а быстрее переходить на новые площадки. С каждым месяцем они теряют своих покупателей. Ничто не вечно под Луной, находятся другие каналы покупки — и приходится заново привлекать клиентов. И так потеряли много времени.

Они могли бы провести переговоры с собственником, выторговать хорошие условия для себя. К сожалению, до сих пор предприниматели не воспользовались возможностью провести переговоры с властью. Сколько раз мы им предлагали помощь, готовы были стать их лоббистами… У власти можно было просить и получать какие-то льготы. Ответ же был один: «Мы хотим торговать на старых местах». И мы прекрасно понимаем, что для них это действительно лучший сценарий, но площадки в Аксайском районе закрыты по решению суда. Мы никак не можем повлиять на него, поэтому нужно действовать, исходя из сложившейся ситуации.

— У меня есть противоречивая информация. В ГСК «Дон», которая строит «Южный хаб», мне заявили, что для предпринимателей с закрытых аксайских рынков до 1 декабря действуют арендные каникулы, плата за места не взимается. Но люди на самом рынке откровенничают. С их слов, чтобы встать в очередь на торговое место, в начале октября им пришлось заплатить определенные суммы — у нескольких человек они были разные.

— Собственники говорят, что они никаких денег не берут. Поймите, когда предприниматели лишились своих прежних мест работы, вокруг них сразу стали появляться всякие акулы, которые, скажем так, давали советы. Не исключаю мошенническую схему: взяли деньги просто под воздух. Они, может, и так должны были встать в эту очередь.

— Явно в начале октября были места на рынке. Людей же должны были наоборот привлекать туда?

— Да я знаю, что их привлекали! Готовы были, образно говоря, магарыч поставить — «только приходите». Если предприниматели хотят заявить, что с них брали деньги, — пусть передадут мне фамилии тех, кто это делал. Если у них есть такое желание, я могу провести внутреннее расследование. Но, Марин, я же не первый год уполномоченный и, к сожалению, понимаю, что тут же появятся те, кто попытаются на горе людском нажиться.

«Южный хаб» строится в районе 1089-го километра трассы М-4 «Дон»

Совершенно точно, что для ГСК «Дон» чем больше предпринимателей придет, тем лучше. За это еще брать деньги? Это значит препятствовать, невыгодно. Сначала новым рынкам надо набить трафик, чтобы люди про них вообще узнали и начали ездить.

Якорным арендаторам даются преимущества: каникулы по оплате за места, скидки — как раз чтобы появился трафик. Другие предприниматели должны видеть, что место выгодное, и приходить тоже. «Люди приезжают и покупают, я тоже тут хочу работать». В этом плане некоторые глянцевые журналы бесплатно размещают рекламу всемирно известных крупных компаний, чтобы остальные думали, какое же крутое издание.

— Знаю я такие журналы, работала в студенческие годы в подобном. Chanel и Dior каждый месяц размещали.

— А я об этой уловке раньше не знал (смеется). Собственникам новых рынков невыгодно вводить арендную плату, на начальном этапе точно. Тем более под прицелом правоохранительных органов, которые их контролируют. Это самоубийственно.

— Вы уже сказали, что предприниматели должны объединиться. Но я пока вижу, что сильно лоббируют интересы «Южного хаба». На воротах закрытого овощного рынка в старом аэропорту даже баннер висит с заявлением про «единственную площадку с законными основаниями на торговлю». Насколько это корректно?

— Когда в августе в Ростовскую область приезжал Борис Титов (уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей. — Прим. ред.), мы были и на «Южном хабе», и на «Агро Молле». И вот у «Хаба» была готовность гораздо выше.

— На подъезде к «Агро Моллу» мы с фотографом 2 ноября простояли в пробке минут 15 из-за строительных работ, но там дорогу делают.

— Ну вот. ГСК «Дон» очень крупная компания. Как я понимаю, для нее «Южный хаб» — побочный проект. Они как пешкой сходили, е2-е4. Это всё рыночные отношения: кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Здесь, мне кажется, регион должен отодвинуться. Область помогла по части инфраструктуры и перевода земель. А уж куда идти предпринимателям — они сами должны решать.

Оптовый продовольственный рынок «Агро Молл» строит компания «Вертикаль», принадлежащая 30-летнему ростовчанину Никите Денисову

У нас та же проблема с прививками от коронавируса. Почему? Люди думают: «Как так? Нас уговаривают привиться — такого никогда не было». Значит, что-то не то происходит, раз уговаривают. А если бы сказали, что на прививки очередь, люди платили бы деньги, чтобы продвинуться в ней! Привыкли же так. Привыкли, что всё по блату. Так и тут. Предприниматели всё мониторят, смотрят, они сами понимают, где им лучше.

— Подытожим. Убирать оптовые рынки из Ростова — это хорошо?

— Это, конечно, может встретить отторжение торговцев, потому что они хотят остаться на старых местах. Но для города это точно на пользу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Будто там коровы стоят». Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев — о том, почему на работе так важен туалет
Артемий Лебедев
дизайнер, блогер
Мнение
Палка для битья крапивы, ракоходы и даже шишки: топ придурочных товаров с Wildberries
Любовь Никитина
Мнение
Вернулись в школу — подцепили корь и ветрянку. Вирусолог ответил, ждать ли вспышек «детских» болезней осенью и как себя защитить
Анонимное мнение
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«Вы его на руках носили». Почему Артем Дзюба — легенда «Ростова»
Ренат Дайнутдинов
Корреспондент 161.RU
Рекомендуем
Объявления