В Ростовской области практически все нуждающиеся в транспорте школы имеют школьные автобусы. Однако сегодня выясняется, что обеспечить транспортном школьников было половиной беды. Замена отслуживших свое автобусов и текущий ремонт пригодных к эксплуатации становится головной болью и школьных администраций, и областных властей. Между тем прокуратура оценивает нынешнее положение в школьных перевозках не слишком высоко.
В Ростовской области программа обеспечения учебных заведений автобусами работает с 1999 года. Ростовская область одной из первых в России начала работать по программе «Школьный автобус», и сегодня школьные автобусы есть практически в каждой донской школе, учащиеся которой не могут добраться до места учебы самостоятельно. В период до 2008 года школы получили 842 автобуса. Основными поставщиками школьных автобусов стали отечественные автопроизводители. В области действует почти 900 школьных маршрутов обещй протяженностью около 20 тысяч километров. На первый взгляд, вопрос закрыт. Однако с течением времени все острее становится проблема технического состояния подвижного состава.
«Из 842 единиц автобусов 346 не соответствуют техническим требованиям. Это те, что закуплены в период с 1999 по 2005 годы. Процесс замены и модернизации автобусов не везде идет нормально. Так, в Советском районе Ростовской области проверка выявила четыре единицы подвижного состава, которые не соответствуют требованиям», – рассказывает заместитель министра образования Ростовской области Марина Мазаева.
Как ранее рассказали корреспонденту 161auto.ru в ГИБДД, все школьные автобусы должны проходить государственный технический осмотр два раза в год. Как минимум четыре раза в год старший государственный инспектор технического надзора отделения ГИБДД района должен осуществлять их выпуск на маршрут, проверяя техническое состояние на месте.
«На территории Родионово-Несветайского района существует 13 учебных учреждений, которые располагают 26 автобусами. Ежедневно на школьных автобусах перевозится около 550 человек. Плановое обновление автобусного парка происходит в среднем один раз в два года. На обслуживание автобусов выделяется ежегодно около 330 тысяч рублей», – озвучил дополнительные данные по своей территории начальник хозяйственно-эксплуатационной службы управления образования Родионово-Несветайского района Виктор Москаленко.
Между тем далеко не во всех районах Ростовской области ситуация с техобслуживанием школьных автобусов обстоит должным образом. Весьма урожайной на протоколы о нарушениях стала проверка соблюдения прав несовершеннолетних при исполнении законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, которую провела прокуратура Ростовской области. По данным на середину июля, в этой сфере прокуроры выявили 375 нарушений, к административной ответственности привлечено восемь лиц. Большинство нарушений зафиксировано как раз в сфере перевозок школьников.
«Проверкой установлено, что в ряде районов и городов области автобусы, используемые для перевозки детей, не соответствовали требованиям правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения. Зачастую ответственными лицами, сопровождающими группы детей, не всегда выполняются обязанности, отсутствует должный контроль за организацией подвоза учащихся со стороны руководителей образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием», – рассказывает старший помощник прокурора Ростовской области по связям со СМИ и общественностью Наталья Ахреева.
Как пояснил замгубернатора Ростовской области Дживан Вартанян, ответственность за техническое состояние автобусов, полученных по областной программе, фактически несут власти на местах. Именно от их расторопности может зависеть безопасность школьников. Однако в целом ситуация требует определенных уточнений.
«Обновление – это полномочия муниципальных районов. Эти расходы нужно закладывать в бюджет и защищать на уровне области. То, что автобусы должны быть и им быть, никто не оспаривает, но их нужно своевременно менять. И нужно определить эти критерии», – размышляет Дживан Вартанян.
Что касается автобусов, которые, по данным областного минобразования, требуют замены, на решение проблемы может уйти несколько лет. Соответствующие предложения по замене подвижного состава поступят на рассмотрение областного руководства.
«На имя главы областной администрации подготовлено предложение о возможном включении в программу развития системы образования закупку по 100 единиц транспорта ежегодно в течение трех лет», – рассказала Марина Мазаева.