Большое количество нетрезвых водителей повлекло за собой изобретение новых способов выявления подобных нарушений. В частности, питерские инженеры компании НПП «Лазерные системы» по заказу МВД Санкт-Петербурга разработали дистанционный датчик, определяющий наличие в салоне движущегося автомобиля паров алкоголя. По словам изобретателей, ни в России, ни в мире аналогичного оборудования не существует. Сотрудник лаборатории НПО «Спецтехника и связь» МВД России Александр Романов сообщил, что идея разработки подобного датчика обсуждалась давно, но тендер был объявлен только в этом году.
Устройство представляет собой специальный лазер, невидимый и безвредный для глаз, определяющий пьяного водителя сквозь лобовое стекло. Работе прибора может помешать тонировка, но, как известно, сильное затемнение передних стекол запрещено. По словам директора НПП «Лазерные системы» Алексея Борейшо, устройство определяет содержание паров алкоголя при минимальной концентрации порядка 1 ppm (одной частицы на миллион). Такая концентрация достигается, если человек, находящийся в салоне, выпьет литр пива или сто граммов водки.
Коллеги-ученые отнеслись к данной разработке с интересом, хотя их мнение по поводу эффективности новинки неоднозначно. Некоторые считают, например, что сбить прибор с толку могут спиртосодержащие жидкости для мытья стекол.
Прибор весом около десяти килограммов будет устанавливаться на высоте нескольких метров над уровнем дороги. При идентификации прибором паров алкоголя данные о предполагаемом автомобиле-нарушителе, вплоть до фотосъемки номеров, передаются на ближайший пост ГИБДД, а там уже будут разбираться, выпил ли водитель.
Первую партию датчиков планируется ввести в эксплуатацию уже с нового года. Сначала в небольших количествах, около ста штук, чтобы удостовериться в его эффективности. Если эксперимент будет успешным, лазерные датчики появятся на всех дорогах страны. Правда, городами-первооткрывателями в этом плане выступят Москва и Санкт-Петербург, а челябинские автомобилисты будут проходить тест по старинке – по запаху или с помощью портативных тестеров.