Ростовская фирма «Т-Транс» претендует на пять из шести многомиллиардных контрактов на строительство трассы «Западная хорда». Последний подряд достался исторически связанной с «Т-Трансом» компании «РостовАвтоДорСтрой». Хотя законность проведения части аукционов еще оспаривается в суде, «Т-Транс» в любом случае останется среди главных подрядчиков правительства Ростовской области. 161.RU проследил за удивительно успешным годом фирмы, которую Федеральная антимонопольная служба считает участником масштабного картельного сговора.
Подозреваемые победители
С начала осени 2022 года областной Минтранс опубликовал шесть закупок на строительство Западной хорды — на сумму 14,6 миллиарда рублей. Тендеры на 9 миллиардов рублей получила фирма «Т-Транс». Еще один аукцион выиграл «РостовАвтоДорСтрой» — начальная цена была 5,6 миллиарда рублей, но участник сбил предложение до 4,8 миллиарда.
При этом бенефициары «РостовАвтоДорСтроя» — давние партнеры владельца «Т-Транса» Павла Рогачкина. Первый — Леонид Джанлатян, с которым Рогачкин делит несколько совместных бизнесов. Второй — Лариса Куц, которая приходится Рогачкину тещей и, в свою очередь, владела несколькими фирмами вместе с тещей Джанлатяна. Более того, именно пенсионерка Лариса Куц в конце 2020 года основала «Т-Транс». Поэтому легко сделать вывод: миллиарды на строительство Западной хорды пойдут если и не в один карман, то как минимум представителям одной бизнес-группы.
Третий совладелец «РостовАвтоДорСтроя» — бывший заместитель мэра Ростова по дорогам и транспортному хозяйству Владислав Максименко. Вместе с Рогачкиным он владел компанией РАДС — это еще один «Ростовавтодорстрой», но с другим ИНН.
На четыре из шести закупок, которые отошли к «Т-Трансу», поступили жалобы, и определение победителя приостановили. На одну закупку жаловалась дагестанская фирма «Дагспецстройсервис» — этот аукцион переиграли, и там снова победил «Т-Транс». Жалобы на остальные три подал «Донаэродорстрой» — компания, которая владеет группой строительных компаний «Дон».
В ответ «Т-Транс» направил иски в Арбитражный суд, потребовав от Минтранса заключить контракты именно с ним. «Донэродонстрой» тоже пошел в суд — чтобы добиться аннулирования еще двух контрактов по Западной хорде, заключенных с «Т-Трансом» и «РостовАвтоДорСтроем». Все иски еще на рассмотрении.
Западная хорда — 12-километровый западный обход Ростова — станет дублером улицы Малиновского и частью будущей кольцевой автодороги, по которой транзитные машины должны будут огибать город. Проект — одна из главных донских строек на ближайшие годы.
Для строительства хорды снесут 30 домов и часть Кумженской рощи — поэтому против строительства выступают экологи и многие жители соседних домов. Взамен чиновники обещают засадить деревьями участок вдвое больше вырубленного. Компенсационная посадка деревьев и кустарников внесена в закупочную документацию. Как признался в ноябре начальник управления строительства и реконструкции автодорог областного Минтранса Дмитрий Евтеев, проложить хорду через Кумженку решили в основном ради экономии. Дорога по альтернативному маршруту стоила бы дороже.
Знакомые лица
В прошлом декабре Федеральная антимонопольная служба заявила, что подозревает в картельном сговоре на миллиарды рублей «Т-Транс», «РостовАвтоДорСтрой» и еще три фирмы: «Ростовское ДСУ», «Таганрогское ДСУ» и «Дорспецстрой». Тогда прошли обыски в офисах компаний и областном Минтрансе. Что представители «Т-Транса», что пресс-служба министерства отрицала наличие сговора.
В том году «Т-Транс» выиграл 20 из 20 крупнейших закупок донского Министерства транспорта, конкурируя со связанными фирмами — «Ростовским ДСУ» и «ВолгоградАвтодорстроем». На момент проведения торгов владевшей «Т-Трансом» Ларисе Куц принадлежали 50-процентные доли в компаниях-конкурентах.
Член Экспертного совета при Правительстве России и руководитель аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский в декабре 2021-го, комментируя ситуацию 161.RU, заявил, что успех «Т-Транса» может не быть результатом картельного сговора только при условии, что «сотрудники организации-заказчика некомпетентны».
Сухадольский добавил, что действия регионального Минтранса можно попытаться понять и считать благими только в одном случае — если отрасль дорожного строительства в Ростовской области оказалась в настолько глубоком кризисе, что кроме «Т-Транса» и стоящей за ним группы ремонтировать дороги просто некому.
— Но даже если у закупщика были благие намерения, то, реализовав их описанным образом, он фактически способствовал сговору, — резюмировал тогда Сухадольский.
В декабре 2021-го в Ростов прибыла экспертная группа из высокопоставленных сотрудников Федеральной антимонопольной службы — проверить «Т-Транс» и связанные с ним фирмы. В феврале 2022-го антимонопольщики подтвердили свои подозрения: было недопустимое «вертикальное» соглашение между хозсубъектами.
В сентябре 2022 года ФАС расширила свои подозрения: «Т-Транс», «РостовАвтоДорСтрой», «Ростовское ДСУ», «Таганрогское ДСУ», «ВолгоградАвтоДорСтрой» и «Тацинское ДСУ» начали проверять на причастность к сговору на 93 госзакупках.
Помешало ли всё это «Т-Трансу» оставаться «любимым» подрядчиком Министерства транспорта Ростовской области, попутно получая и другие контракты? Конечно, нет.
Весь год «Т-Транс» получал государственные и муниципальные подряды в Ростовской, Волгоградской и Тамбовской областях. С декабря, когда ФАС озвучила первые подозрения, и до первого контракта по Западной хорде компания заключила 29 госконтрактов более чем на 12 миллиардов рублей.
Ко Дню работников дорожного хозяйства в октябре 2022-го губернатор Василий Голубев наградил Павла Рогачкина медалью «За доблестный труд на благо Донского края». На сайте правительства владелец скандального «Т-Транса» представлен как председатель совета директоров АО «Дорспецстрой».
О том, как появился «Т-Транс» и как стал главным подрядчиком по строительству дорог, читайте в расследовании 161.RU.