Дороги и транспорт «Водители вредят сами себе». Почему ростовские автобусы простаивают на остановках

«Водители вредят сами себе». Почему ростовские автобусы простаивают на остановках

И что делать, если ваш автобус «застрял» на остановке

Самые проблемные остановки города — «Площадь Советов», «Горизонт» и «Сельмаш»

Простои на остановках — одна из главных бед ростовского транспорта. С ней сталкивался, наверное, каждый ростовчанин, который утром спешит в центр по делам. 161.RU замерил, сколько автобусы стоят на остановках, и попросил экспертов в сфере транспорта ответить, как городу победить проблему.

Вторая конечная


Восемь утра. К площади Ленина один за одним подъезжают полные автобусы. Стоять на остановке жарко. Насколько комфортно в транспорте, непонятно — всё зависит от того, работает ли кондиционер.

На остановке много людей, при этом стоят не очень долго — максимум минуты три. Поток новых пассажиров не иссякает. Многие подходят со стороны «Горизонта», чтобы не стоять в утренней пробке, которая начинает рассасываться как раз у площади Ленина. Некоторые люди, которые, наверное, не сильно спешат, не садятся в первый попавшийся автобус, а ждут того, где хотя бы можно стоять.

Автобусы приезжают на остановку вереницами — по два-три. Останавливаются максимум на 40 секунд и едут дальше. Никто не хочет пропускать вперед «конкурентов». Кажется, что простоев на проспекте Ленина нет, но всё меняется, когда подъезжает одинокий 33-й.

Единственный пассажир в него заходит на сороковой секунде. Водитель ждет еще минуту и уезжает. Но это не рекорд. Больше всех в то утро простоял 49-й — две минуты сорок секунд. Водитель ждал новых пассажиров, которые всё никак не подходили. Судьба тех, кто был в салоне и опаздывал на работу, водителя не волновала.

Всего мы отследили около 80 автобусов, правила ожидания нарушил каждый третий. На претензии, что автобус стоит дольше положенного, многие водители отвечали в стиле «чо, умный?» или «хочу и стою». При этом нельзя обвинить какого-то конкретного перевозчика. На площади Ленина долго стояли именно те машины, которые подъезжали в гордом одиночестве. Если к остановке подходило по несколько автобусов одновременно, то они отъезжали быстрее. При этом в самом «кармане» некоторые даже старались заблокировать конкурентов.

На площади Советов ситуация плачевнее. Хотя автобусы подъезжают сюда один за одним, они стоят от двух до пяти минут. Если не знать, то можно решить, что здесь находится конечная остановка.

На «Горизонте» днем ситуация спокойная — автобусы подъезжают, высаживают пассажиров и едут дальше. Простои здесь бывают утром и вечером, когда люди едут на работу или в торговый центр, который находится рядом с остановкой.

В компаниях-перевозчиках «АТП 5» и «Янтарь», автобусы которых попались нам стоящими на остановках, 161.RU заявили, что их водители ездят строго по графику.

Понятия «простой» в законе нет


Простои не просто приносят неудобства пассажирам автобусов — они нарушают расписание маршрутов. В январе 2021 года глава ростовского дептранса Христофор Ермашов назвал проблему одной из самых заметных на городском транспорте.

— Мы боремся с ними, во всех новых контрактах прописали, что водитель должен стоять не больше 30 секунд с момента последней транзакции (вход или выход пассажира. — Прим. ред.). Беда в том, что понятие «простой» никак не закреплено в законе, — отметил Ермашов в интервью 161.RU.

Долгое ожидание на остановках — нарушение условий контрактов, которые с перевозчиками заключает администрация. По-хорошему, водители не должны стоять более 30 секунд с момента последней оплаты. Для нарушителей предусмотрены штрафы.

В администрации Ростова корреспонденту редакции сообщили, что с начала года на простои пожаловались всего 19 ростовчан. Самые проблемные остановки города — площадь Советов, «Горизонт» и Сельмаш.

Если водитель умышленно стоит на остановке, пассажирам следует звонить в кол-центр Городского центра управления пассажирскими перевозками по бесплатному номеру: 8 800 222-76-76, указав госномер автобуса, маршрут, дату и время поездки.

Мнения экспертов о простоях


Редактор портала «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов считает, что проблеме простоя автобусов не менее 20 лет. Она появилась на Большой Садовой, откуда распространилась по всему городу.

— По сути, это основная проблема городского транспорта вообще. Небольшой опрос показал, что скорость и предсказуемость транспорта — одни из основных параметров, которых не хватило тем, кто купил машину или стал ездить на такси. Параллельно транспортные компании жалуются на убыточность перевозок, недостаток выручки. Получается замкнутый круг: пассажиры по возможности уходят из транспорта, потому что не готовы терпеть такое обслуживание, а автобусы стоят, потому что водители думают, что так соберут пассажиров. Но от того, что автобусы постоят дольше на остановке, на нее не придет больше людей. А в перспективе придет вообще меньше. Фактически простои убивают всю отрасль, становятся причиной увеличения пробок, так как мотивируют пересаживаться на личный транспорт, — отметил Кругликов в комментарии 161.RU.

По его мнению, в последние годы простоев стало меньше, но даже сейчас водители могут стоять по 15 минут на некоторых остановках. Он считает, что причин у простоев две: высокие планы по выручке для водителей и множество дублирующих маршрутов.

— Считается, что первую проблему решит перевод на полную безналичную оплату проезда, а вторую — оптимизация маршрутной сети. Однако в реальности при должном желании победить простои можно и сейчас — если бы в транспортных компаниях понимали, что в простоях и есть ключ к разрешению большинства их проблем. Пока такого понимания не видно: руководители скорее накажут водителя за то, что он не привез плановое задание, чем за простой, — считает Кругликов.

Транспортный обозреватель Travel.ru Юрий Плохотниченко говорит, что простои пришли в большинство постсоветских городов, где транспорт стал работать бессистемно и по предоплате.

— По сути, простои — это такая фиксация системы всеобщего недоверия, когда каждый из водителей не верит в то, что другие водители ездят «честно» и не «воруют» у него пассажиров. Отсюда возникают эти дремучие попытки саморегуляции в виде простоев, «свистков», фиксированных интервалов «от предыдущего» и прочее. <...> Так водители вредят сами себе, лишая себя выручки простоями. Если бы каждый из них ехал быстро, интервал на каждой остановке составил бы те же 10 минут, только клиентов у них было бы больше — пассажиров бы привлекла скорость. Но осознать это водители не в состоянии — подобно курице, они видят лишь рассыпанную крупу в виде «еще одного пассажира, который придет через полминуты», — считает Плохотниченко.

По его мнению, пять лет назад властям удалось сократить количество простоев. Сейчас данные о них собираются, но никак не используются. На некоторых маршрутах простои даже стали частью расписания. Он считает, что при нынешних «30 секундах после оплаты последнего пассажира» автобусы на крупных остановках могут стоять вечно. Победить простои можно, если за них систематически штрафовать. Фиксировать их можно при помощи камер.

Ростовский общественный активист Николай Ларин считает, что простои можно победить, если создать непрерывные выделенные полосы для общественного транспорта, чтобы автобусы не стояли в пробках, а также компенсировать перевозчикам выпадающие доходы.

— Я не верю, что начальник АТП говорит водителям по утрам: «Ребята, сегодня работаем только с простоями», это дуристика. Вряд ли такое существует в городе, — уверен Ларин.

Он считает, что сегодня транспортные предприятия работают себе в убыток. И, чтобы перевозки окупались, нужно приравнять стоимость одного проезда к цене на дизтопливо, как это происходит в Европе. Это около 50 рублей. По мнению Ларина, плата общественного транспорта должна соответствовать расходам, которые несут АТП.

— Всё дорожает, и только оплата проезда «стабильна», как это может быть? Увеличение стоимости проезда всегда было нетрадиционным, несвоевременным и непопулярным шагом. В прошлом году мешал карантин, а после — выборы губернатора. В этом году, видимо, помешают выборы в Госдуму. Но автобусы нужно содержать в рабочем состоянии: менять запчасти, масло, резину и выплачивать лизинговые платежи.

В противном случае предприятия могут прекратить свое существование, считает Ларин. Еще один выход он видит в оплате по брутто-перевозкам. Это когда перевозчик получает деньги не от пассажиров, а из городского бюджета за каждый рейс.

— При этом люди начнут жаловаться: вот раньше автобус стоял на остановке лишние 10 минут, и я успевал на автобус, а сегодня он взял и умчался. Если перейдем на брутто-перевозки, то не будет проблем с вечерними перевозками. Вот увидите, мы с вами будем еще автобусы с фонарями загонять в гараж, так они будут работать на линии! Нельзя забывать про кадровый голод — нехватку водительского состава. Сегодня с Военведа оборот достигает 3,5–4,5 часа. Это что за движение такое? Вот этим давайте займемся, — считает Ларин.

Но, по его мнению, простои — не главная проблема в транспортной системе Ростова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
174
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
На месте аксайских рынков построят новый жилой комплекс? Разбираемся
Марина Гаричян
Медиапродюсер и журналист 161.RU
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления