Слава Степанов — блогер и промышленный фотограф. Ему интересно увидеть своими глазами весь процесс производства электровоза. Он снимал, как делают уральские электровозы в Верхней Пышме, на Тверском вагоностроительном и Демиховском машиностроительном заводах. Смотрим, как делают локомотивы в Ростовской области, на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
На НЭВЗе меня удивило, что это предприятие до сих пор сохраняет именно максимально полную цепочку производства. Там огромная иерархия цехов и производства. Это необычно — сейчас почти все крупные предприятия перешли на режим кооперации. Это связано в первую очередь с экономической целесообразностью.
Именно здесь делают большую часть пассажирских и грузовых локомотивов, курсирующих по российским железным дорогам. НЭВЗ входит в число крупнейших технологических компаний России и обеспечивает работой многих жителей Новочеркасска. Именно здесь производят локомотив 4ЭС5К семейства «Ермак» — самый мощный в мире грузовой электровоз.
Предприятие работает с 1932 года, и изначально здесь делали паровозы. В предвоенные годы и во время Великой отечественной войны завод был эвакуирован и выпускал пушки. Еще на нем ремонтировали танки и даже строили самолёты.
С 2017 года на предприятии проходят большие технологические изменения. Здесь создают цифровые копии заводов, строят единую IT-инфраструктуру. К примеру, на НЭВЗе делают модели локомотивов в 3D.
На предприятии — около девяти тысяч сотрудников. Для сравнения: всего в Новочеркасске проживает 168 тысяч человек.
В завод входят цеха основного и вспомогательного производства, метрологический, вычислительный и учебный центры. Для испытания электровозов у предприятия есть обкатное кольцо 7,4 километра.
У завода есть собственное литейное производство. Оно нужно, чтобы делать заготовки и детали для электровозов. Температура расплавленного металла может достигать примерно 1500 градусов.
В штамповочном цеху часть задач выполняют роботы, которые загружают заготовки и снимают с ленты готовые детали.
В аппаратном цехе собирают, регулируют и испытывают электроаппаратуру: реле, быстродействующие выключатели и контроллеры машиниста.
В 2006 году, чтобы придумать имя для 2ЭС4К, руководство завода объявило конкурс, в котором могли участвовать все жители города. В итоге победило название «Дончак», потому что Новочеркасск считается столицей донского казачества.
Каждая новая модель электрического аппарата попадает в серийное производство только после того, как пройдёт стадию опытного образца.
Электровозы окрашивают в фирменные цвета. Это делается в несколько этапов. На последнем вручную закрашивают самые мелкие контрастные детали и метки. Обычно для них используют светоотражающую краску, которую хорошо видно в темноте: это важно для безопасности на железной дороге.
Сборочное производство происходит на нескольких эталонных линиях, на каждой из которых монтируют определенный вид оборудования.
Локомотив 4ЭС5К семейства «Ермак» способен водить тяжеловесные поезда массой до 7100 тонн и развивать конструкционную скорость до 110 км/ч.
Работники железнодорожного цеха забирают вагоны с грузами и распределяют по участкам выгрузки, принимают участие в сборке узлов и агрегатов, а также подают на обкатное кольцо новые машины.
Обкатное кольцо удивило. Я думал, что подобный железнодорожный полигон есть только в Московской области.
Во время испытаний машину могут разгонять до 150–180 км/ч, хотя в обычном режиме поезда движутся не быстрее 100–120 км/ч.
«Ермак» хорошо зарекомендовал себя в тяжелых климатических условиях и на сложных рельефах, поэтому много эксплуатируется в Забайкалье, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
В 2017 году он занял второе место в конкурсе РЖД на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем.
Электровоз прошёл все испытания. Эту машину передадут на Красноярскую железную дорогу в ТЧЭ-3 Иланская.
Слава Степанов, Станислав Черепанов