В октябре 2019 года Василий Вакуленко, известный как Баста, стал владельцем ростовского футбольного клуба СКА. За это время он погасил долги клуба, нашел ему спонсоров и подарил новый автобус. 161.RU рассказывает о ключевых событиях, которые произошли в стане армейцев за год.
СКА и Баста
19 октября 2019 года футбольный клуб СКА объявил, что его новым владельцем стал рэпер Баста. У кого и за сколько музыкант приобрел команду, неизвестно до сих пор. Сославшись на коммерческую тайну, клуб отказался прокомментировать информацию.
По данным Федеральной налоговой службы, у клуба «СКА Ростов-на-Дону» нет учредителя или владельца. По форме организации он — спортивная ассоциация, то есть некоммерческая организация. Реальный статус Басты неясен. Но рэпер называет себя именно владельцем.
Спортивные результаты команды
Вакуленко пришел в команду, которая шла во второй половине турнирной таблицы, и поставил задачу — попасть в пятерку лучших в зоне «Юг» ПФЛ (третьей по силе лиге в России. — Прим. ред.). Весной команда впервые выехала на заграничные сборы — ко второй половине сезона готовилась на сборах в Турции и на Кипре. Но выполнить наставление Басты футболисты не смогли: сезон был досрочно прекращен из-за коронавируса, СКА занял восьмое место.
В новом сезоне результаты улучшились. Армейцы отстают от лидера всего на четыре очка и после десяти матчей идут на четвертом месте. По словам Басты, задача клуба — выйти в ФНЛ. Для этого нужны не только успехи на поле, но и соответствующая лиге инфраструктура.
— Самой игрой, главным тренером, командой я доволен, — заявил Баста в комментарии 161.RU. — Тренер [Владимир Усин] прошел сложные моменты и доказал, что способен мобилизоваться и показать результат.
В этом году СКА вылетел из Кубка России на стадии 1/128-й финала, проиграв команде «Кубань Холдинг» из станицы Павловской. Планировалось, что поднимется намного выше по турнирной сетке, и, по словам Басты, СКА не смог выполнить этого не только из-за проблем в игре.
— Cейчас разбираемся в вопросах взаимодействия судейского состава и нечистоплотности многих органов сопровождения матчей. Ни для кого не секрет, что коррупционная составляющая имеет место. Я пока не могу говорить открыто, идут разбирательства. Я помню кубковый матч. Нас судил судья из Ставрополя. Здесь вопрос дальнейшей трансляции нашей позиции — неприемлемость коррупции в футболе. Для нас это один из главных тезисов. Мы хотим и будем предавать максимальной огласке все нарушения, как это было в Туапсе, где вывели на поле двух подставных футболистов. Такая дичь происходит везде: от подкупа судей до использования собственных связей для своих шкурных интересов. Мы будем разбираться. Это наша игра. Каждый подонок, который принимает в этом участие, будет известен, чтобы его осудила общественность. <...> Я разговаривал с Женей Савиным, который в своей программе говорит на все эти темы. С коррупцией можно бороться в том числе медийно, и сейчас у каждого есть для этого ресурсы. Общая правда — одна на всех. Она победит нечистоплотность, — рассказал 161.RU Василий Вакуленко.
Баста считает, что одна из его задач — сделать так, чтобы игроки, выходя на поле, знали, что вступают в честную борьбу.
Финансы
На июльской встрече с болельщиками Баста заявил, что для поддержания клуба нужно не менее 65 миллионов рублей в год. Рэпер вложил 25 миллионов из своего кармана, 17 миллионов выделила область. Остальное дали спонсоры, которых нашел рэпер. По его словам, клубу нужно как минимум 150–200 миллионов на выход в ФНЛ.
Год назад клуб пообещал публиковать финансовую отчетность на сайте, но этого до сих пор не произошло. В пресс-службе армейцев заверили, что отчет появится «в самое ближайшее время». В клубе подчеркнули, что сейчас долгов по зарплате в СКА нет. Часть денег клуб получает при помощи займов, но затем их возвращает.
— Когда я пришел в клуб, то мне было понятно — необходимо вкладывать деньги. Он находился в плачевном состоянии. Сейчас я доволен игрой. Мы привели в порядок стадион, поля. Договорились с Министерством обороны об использовании арены на льготных условиях, заключили [спонсорские] договоры с компанией Parimatch, откликнулось бизнес-сообщество Ростова. У нас много соратников появилось, которые готовы помогать клубу. Как говорят в Ростове: «Движуха идет». <...> Отклик от людей идет по всему миру. Ко мне подходят люди, которые болеют за разные клубы, выражают респект. Говорят, что это большое дело, — добавил Баста.
Стадион и детская школа
В июле Баста заявил, что клуб построит свой стадион, но в октябре планы изменились. Команда продолжит выступать на 2,5-тысячном стадионе СКА, а к вопросу строительства новой арены вернётся в случае выхода в ФНЛ.
Собственной спортивной школы у армейцев тоже нет. Детская команда СКА теперь относится к ДЮСШ ЦСКА, клуб также заключил договор о сотрудничестве с «Академией имени Виктора Понедельника». Но, как отметили в СКА, команда продолжает помогать детям экипировкой и организацией выездов на турниры.
— Если выйдем в ФНЛ, то необходимо будет сделать школу. Она должна быть не формальной, а реально работать. Я, как вменяемый человек, понимаю, что делать детскую школу для видимости — скотство. Это обман детей, родителей и их надежд. Нужен свой стадион. Стадион «Ростсельмаш» нам подходит в самый последний момент, так как наши клубы являются соперниками, — заявил Баста корреспонденту 161.RU.
В клубе грядут кадровые перемены
Еще на июльской встрече с болельщиками вице-губернатор Игорь Гуськов, нынешний президент СКА, анонсировал перевыборы на этот пост.
По словам Басты, они пройдут, когда в стране «нормализуется обстановка с пандемией». Он хочет, чтобы выборы прошли офлайн и в них могли участвовать все заинтересованные люди.
Скандалы
В ноябре 2019 года Баста подарил команде автобус, дизайн которого выбрали болельщики. По информации «Блокнота-Ростов», машина оказалась подержанной и до этого 5 лет возила пассажиров между Ростовом и Ялтой. В июле автобус оказался в центре нового скандала: на Avito появилось объявление о продаже машины, позже информацию опровергли в клубе.
— Это хорошая работа хейтеров. Я с юмором отнесся к этой истории. Это очень порадовало болельщиков «Ростова», — прокомментировал ситуацию Баста. — Я летел в самолете, и один из них мне сказал: «Что, вообще дохнете? Уже автобусы продаете». На это я ему ответил: «Мы продаем автобусы, но у нас нет таких проблем с зарплатами, как у вас».
СКА врывался в инфополе, заказав рекламу на фасаде «Ростов Арены» — стадиона, на котором играет принципиальный соперник команды. Играл товарищеские матчи против «Амкала», за который выступают блогеры, и московского ЦСКА. Основным рекламным активом клуба остается Вакуленко, вокруг которого строится кампания по продвижению СКА.
— Так получилось, что я пока несу это знамя и стараюсь рассказывать о наших победах, достижениях, использую свои соцсети и поддержку медиа. Для нас каждый игрок в команде важен, для нас каждый в клубе — лицо СКА. Как мы можем сказать, что футболист — супер, а массажист — нет? Сейчас мы, например, снимаем ролики о болельщиках клуба. Хотим рассказать о тех, кто поддерживает нашу команду. Для нас важны и равны все, — отметил рэпер.
Подводя итог первого года работы, Баста заявил: хотя возникают сложные моменты, особенно в контексте пандемии и финансовых проблем в стране, он не жалеет, что пришел в СКА.