Ростов ждет серьезная конкуренция в массовом сегменте жилья, уверен основатель консалтинговой компании «Жилин.Эксперт» Александр Жилин. В беседе с корреспондентом 161.RU он дал свою оценку новому жилому комплексу, который вырастет на месте рощи у залива Ковш на левом берегу Дона, и ответил, что думает о спросе на квартиры в этом районе.
— Рост конкуренции на рынке жилой недвижимости начинает подтверждаться выходами группы «Самолет» на Левый берег, группа «Эталон» будет осваивать, предположительно, территорию возле Кумженской рощи, «ССК» построит дома в районе Таганрогской. Прибавить сюда еще и старый аэропорт, который осваивает «ЮгСтройИнвест», — получаем большой объем предложений. При этом инвестиционные покупки с рынка практически ушли из-за того, что в течение двух лет средняя цена на вторичке поднимается со скоростью, равной инфляции, то есть не поднимается. Плюс Центробанк поднял ставку рефинансирования, вследствие чего объем выданных ипотек сокращается, сокращается спрос, — сказал Жилин.
В новом проекте на Левом берегу будет четыре 32-этажные башни. Застройщиком выступает «СМУ-1» — компания семьи бывшего депутата заксобрания и автор ЖК «Державинский», «Белый Ангел», «Линии», «Адмирал», строящейся «Донской Слободы» и других.
Краевед Геннадий Крольман подчеркивает, что среди тех, кто выступил за уничтожение деревьев, оказался глава Общественной палаты города и Михаил Чернышев. Цитируем бывшего мэра:
«Огромная территория возле Ворошиловского моста практически не используется. Причина тому — заболоченность местности, зловоние в местах застоя грунтовых вод и несанкционированного сброса канализационных стоков, а также отсутствие благоустройства и пешеходной доступности. Аварийное состояние более 550 деревьев, вызванное постоянным подтоплением, и присутствие маргиналов делает это место небезопасным для горожан».
— Никогда не видел там маргиналов, сколько ни бывал. Даже если они там водятся, с новым ЖК их явно станет больше, — написал Крольман в своем канале. — Меня каждый раз удивляет ностальгия по Чернышеву и временам, когда он управлял городом. Он и заложил основы всего того ада, который творится в историческом центре и по всему Ростову.
Когда будете смотреть на рендеры этого ЖК, уберите в голове вообще все деревья с картинки — их там не будет.
Александр Жилин отметил, что в сравнении с «Державинским», который тоже с видом на Дон, у нового проекта уровень архитектуры выше.
— Конечно, застраивать рощи, мягко говоря, нехорошо. Я не специалист по градостроительным вопросам, поэтому профессиональную оценку по этому аспекту дать не могу. Но могу дать оценку рыночную. Во-первых, очевиден прогресс в данном проекте у девелопера в архитектуре. Сама посадка домов нетиповая, здания треугольные и развернуты относительно друг друга таким образом, что две стороны из трех станут видовыми на реку и Ростов. Видно, что над этой идеей поработали. Плюс скругленная форма фасадов перекликается с изгибами реки.
По соседству с рощей фирма ГК «Самолет» получила 138 гектаров — между Восточным шоссе и железной дорогой от границы с Батайском до улицы Пойменной. Земля передана в аренду на 18 лет решением Голубева без торгов. Там предполагается строительство еще 31 многоэтажки.
— Конкретно этот проект, думаю, будет пользоваться спросом. У него с точки зрения конечного потребителя крутое расположение, есть архитектура, видовые характеристики, нормальная посадка домов. В коммерческий успех этого проекта я верю — с поправкой на то, что должна быть хорошая квартирография, и опять же никто не отменял конкуренцию, — добавил Жилин. — Девелоперу «СМУ-1» нужно поработать с благоустройством и функционалом территории, привлечь лучшие продуктовые и архитектурные бюро, чтобы конкурировать с «Самолетом», у которого, по моему мнению, будет хорошо проработана среда.
Директор «Южного градостроительного центра» Сергей Трухачев в комментарии 161.RU говорил, чем грозит масштабная стройка в пойме Дона. Он рассказал, что регулярный мониторинг инженерно-геологической ситуации в Ростове не ведут с начала 2000-х. Чтобы выяснить, «в каких подвалах уровень воды повысится, если выстроить в степи на подходе к городу несколько небоскребов», нужны результаты оценки состояния грунтовых вод в пойме и в городе.
— Строить здесь нельзя, потому что мы не в состоянии сказать, чем это обернется. Этот элементарный вывод заглушает жажда получения прибыли на дармовой земле вблизи центра города, — сказал тогда Трухачев.
Летом 2023-го специально под продолжение жилой застройки Левого берега власти Ростова одобрили появление там 32-этажных зданий, увеличив предельную высоту новостроек до 100 метров.