Люди вроде меня, которые родились и выросли в СССР, отлично помнят, какие темы проходили школьники на уроках ОБЖ. С пятого класса нам рассказывали о необходимости уметь накладывать шины на сломанную конечность, надевать противогаз по первому сигналу и, конечно, укрываться в бомбоубежище по необходимости.
Время шло, мы привыкли воспринимать учебную тревогу как некую дань традиции: мало кто сегодня услышав ее вой, включает телевизор на нужный канал или настраивает радио. Это учебная тревога, так надо, это в порядке вещей.
Нашим детям на уроках ОБЖ рассказывают, как защитить себя от укусов насекомых, как умываться, чтобы не страдать потницей, и многое другое. С одной стороны – важное и нужное, с другой стороны – поверхностное и второстепенное.
Помните полевые выходы с обязательными тренировками: определить по раненому характер травмы, забинтовать конечности и транспортировать его на носилках? А еще – уроки в тире, отточенное умение соблюдать план эвакуации при необходимости и умение не паниковать в критической ситуации. Это все мы получили в школе, на уроках ОБЖ, в рамках гражданской обороны.
Наши дети сегодня живут расслабленно. При учебной тревоге в школе мало кто знает, как надо себя вести. В лучшем случае дети веселой толпой бегут к раздевалке, в худшем – собирают вещи, переобуваются, звонят домой и т.п.
Планы эвакуации во многих учебных заведениях составлены и повешены не для учащихся и персонала, а для проверяющих ведомств. Попробуйте, ради эксперимента, спросите у пробегающего ученика любой школы, где висит план экстренной эвакуации? Лучшее, что он вам ответит: рядом со стендом противопожарной обороны. В большинстве своем ученики понятия не имеют, что в их школе есть карта важного маршрута.
Теперь что касается бомбоубежищ. В моем детстве для предприятий было престижно и очень почетно содержать бомбоубежище. Тут проводились всеобучи для персонала, тренировочные занятия. Людям объясняли, как вести себя в замкнутом пространстве, как расходовать ресурсы и т.д. Сегодня очень часто работодатель раз в полгода-года пускает по отделам листок «Техника безопасности», в котором работники расписываются о том, что прослушали курс из пяти-шести часов. И на этом все успокаиваются.
А бомбоубежища? С ними еще проще, в городе-миллионнике Ростове-на-Дону действующие убежища можно пересчитать по пальцам. Парочка при больнице, еще несколько – при крупных предприятиях. Остальные либо затоплены, либо обжиты маргиналами, либо служат объектами индустриального туризма. Правда, есть еще помещения складов, хранилищ и даже магазинов на месте бывших убежищ, но нам от этого не легче.
Но из курса нашего ОБЖ мы знаем, что при атаке с воздуха человеку необходимо добежать до ближайшего убежища за пять-десять минут. При ядерной атаке и того меньше. А куда бежать? В действующие бомбоубежища не пустят, они рассчитаны на количество работников на предприятии. Остаются заброшенные, затопленные «бомбари», в которых не то что выжить – продержаться пару часов будет проблемой, особенно без забродов, фонариков и противогаза.
Вот и получается, город расположен очень близко к границе «неразумного брата». Нас каждый день пугают сообщениями оттуда, многие говорят об абсурдистике поступков и решений нынешней братской власти. А мы живем по принципу «авось пронесет».
Понятно, что в школьную программу мы с вами корректировки не внесем, работодателей не заставим соблюдать предписания до конца, а администрацию города не обяжем провести реконструкцию имеющихся убежищ.
Но можно начать с себя. Объяснить ребенку то, как он должен вести себя в экстремальной ситуации, попросить его найти в школе и внимательно изучить план эвакуации. Мы также можем спросить с руководства инструктаж до подписания отписки.
И, последнее, на грани фантастики (но дайте помечтать), мы могли бы сами организоваться на субботники в оставшихся убежищах, показав нашим властям, что готовы помогать в укреплении обороны родного города.