Чтобы вместо ветхих домов в центре Ростова появились красивые здания, застройщикам нужна помощь властей; коттеджные поселки лучше строить не в чистом поле, а в заброшенных населенных пунктах, где есть хорошие дороги и коммуникации. Что необходимо изменить в Ростове, чтобы в будущем он оставался комфортным для проживания, выяснял корреспондент 161metr.ru.
Ростовские трущобы
Вопрос «а что же делать со старым центром?» по-прежнему остается открытым даже после принятия градостроительного кодекса в 2007 году.
«Если свернуть с Б. Садовой к Дону и пройти несколько минут вниз, ты оказываешься в жутких трущобах. Их быть не должно», – уверен учредитель концерна «Единство» и «Нирлан» Геннадий Наумов.
Сейчас при строительстве крупных жилых комплексов снос ветхих строений застройщик должен осуществлять самостоятельно. Это весьма крупные финансовые вложения, поэтому в центре строители работать не хотят.
«Если ты имеешь дело с инвестициями, то у инвестора возникает два вопроса: сколько денег понадобится и на какой период времени, – продолжает Геннадий Наумов. – Вот при отселении ни на первый, ни на второй вопрос ответить нельзя. Можно привести массу примеров. Одна из строительных фирм вот уже три года, отселив полностью целый квартал, не может снести дом площадью 46 кв. м. Понятно, какие суммы стоят. Во всем мире этим занимаются не девелоперы, а власть. Что делает власть? Она рассматривает определенные кварталы, какие застройки малоценные, какие нужно сохранить, разрабатывает план, что там можно построить, решает вопросы с коммуникациями, отселением. После этого приглашаются девелоперы – пожалуйста, ребята, сносите, стройте то, что нужно городу».
«Скажите, кроме фасадов, которые находятся на Садовой и Буденновском, что можно назвать памятником? Фасады красивые, не спорю. Но все, что находится внутри, это просто гнилье, – высказывался в интервью корреспонденту 161metr.ru генеральный директор ООО фирма «Руслан» Адам Батажев. – Даже сегодня мы строим здание, и у нас есть срок его эксплуатации – от 50 до 100 лет. Мы понимаем, что это здание не вечное. Да, необходимо сохранять ту красоту, которую передали нам наши предки, строили для себя эти красивые дома. Но ведь на этом жизнь не останавливается. Ведь это разумно – уходить из тех районов. Да, жители привыкли жить в центре, но если хотят жить в комфортных условиях и сами не могут строить – пусть дадут возможность инвесторам. А если не могут сами и не хотят дать возможность инвесторам – пусть оставят власть в покое и живут сами на своих земельных участках, за которые так сильно держатся».
В качестве положительного примера изменения облика центра Геннадий Наумов приводит Шанхай.
«Недавно мы были в Шанхае – зрелище просто фантастическое – идет стена небоскребов, одни достроенные, другие еще нет, впереди идут бульдозеры и сносят то, что мы называем в Ростове «Шанхаем». Мы спрашиваем у строителей: «Скажите, как вы сносите?» Они говорят: «Мы не отселяем. Нам государство определило, сколько мы должны заплатить каждому человеку, который живет на этой территории, после чего мы платим эти деньги, он покупает себе жилье». Все просто и понятно», – не скрывает эмоций учредитель концерна «Единство» и «Нирлан».
По словам Адама Батажева, ростовский центр будет продолжать разрушаться, если не будут приняты законы, позволяющие переселять людей для других нужд. Сегодня изъять земельный участок можно только для государственных нужд, для прокладки автомобильных дорог и инженерных коммуникаций.
Где оно, доступное жилье?
Эксперты отмечают, в Ростове скоро начнет обостряться проблема нехватки доступного жилья. Если говорить о строительном будущем донской столицы, гораздо комфортнее для проживания малоэтажное жилье. Так как цена такого жилья не по карману большинству горожан, целесообразнее строить многоэтажные дома.
«Большие участки земли в городе должны застраиваться многоэтажными домами именно эконом-класса, чтобы максимальное количество людей могли воспользоваться этим жильем», – подчеркивает гендиректор компании «ЮИТ ДОН» Андрей Шумеев.
Эксперты отмечают, что в Ростове наблюдается дефицит эконом-жилья. Подтверждает эту информацию и база недвижимости 161metr.ru. В последнее время в сегменте первичного жилья новых предложений по продаже квартир в новостройках добавляется не так много. Объявления о продаже квартир дешевле одного миллиона рублей встречаются только в домах коттеджного типа в разных районах города: на Северном, Каменке, Нахичевани, Фрунзе, а также в районе Зоопарка. Цена за такое жилье колеблется от 450 до 900 тыс руб за однокомнатную квартиру площадью от 16 до 30 кв м.
«У нас существует реальная проблема – дефицит жилья эконом-класса. Мне бы очень хотелось, чтобы мой сын в будущем мог приобрести квартиру в нужном районе города, чтобы рядышком был детский садик, магазин. И цена на нее была приемлемая, он заработал эту сумму в разумные сроки, а не выплачивал кредит 25-30 лет, – делится управляющий Ростовским отделением Юго-Западного Сбербанка Алексей Лысенко. – И вторая проблема – медленно развивающееся строительство коттеджных поселков. Краснодар нас в этом плане значительно обходит».
С таким мнением не согласен Андрей Шумеев. По его словам, все коттеджные поселки в Краснодаре строятся в черте города, поэтому жилье в них так популярно. В донском крае получается, что застройщик, возводя коттеджный поселок, по сути получает дачный поселок. Чтобы использовать дом в коттеджном поселке как единственное жилье, должна быть обеспечена социальная инфраструктура: ребенок должен пойти в детский садик, бабушка – в поликлинику. Да, можно в выходной день отправиться в театр за 30 км от дома, но основные учреждения должны располагаться рядом.
Сегодня же инвестору просто неинтересно строить и дома и инфраструктуру, потому что тогда в стоимость квадратного метра будут закладываться все расходы и жилье станет «золотым». То же касается и многоэтажных домов. Дом перестанет быть «социальным», если в себестоимость квартир включат расходы на многоуровневый паркинг.
«Я понимаю, для центральной части города это нормально, но для социальных домов, домов эконом класса – там действительно люди с трудом квартиру покупают. На Левенцовке, например, было принято решение: дома строятся отдельно, а рядом отводится территория для четырех-пяти многоуровневых парковок. И власти помогают деньгами, – объясняет гендиректор компании «ЮИТ ДОН». – Что касается коттеджной застройки, у нас есть множество населенных пунктов, где стоят полуразрушенные дома, но есть асфальтированная дорога, вся практически инженерия. Почему бы не развивать там коттеджное строительство?»