Пять лет со дня вступления в силу нового Жилищного кодекса исполнится 1 марта 2010 года. О некоторых итогах работы в новых условиях рассказал первый заместитель мэра Ростова-на-Дону Сергей Манаков. По его мнению, за это время лицо ростовского ЖКХ изменилось кардинальным образом. Причем изменения происходят не только в рамках слепого следования букве закона: меняется мироощущение занятых в сфере ЖКХ. «Коммуналка» начинает работать по законам рынка.
Монополий больше нет
– До принятия Жилищного кодекса жилищно-коммунальное хозяйство страны работало по документу, принятому еще в советские времена. Проводить реформы по этому документу было крайне сложно, была полная анархия, поскольку полностью отсутствовала необходимая правовая база. Ее создал принятый пять лет назад Жилищный кодекс. Что за это время изменилось? Прежде всего, произошла демонополизация рынка жилищно-коммунальных услуг. Итоги процесса на настоящее время выглядят так.
Сегодня в городе работают 77 управляющих организаций. Из них – всего четыре компании, которые акционированы с участием муниципального капитала или же являются МУПами. Это два акционерных общества со стопроцентной долей муниципалитета в уставном капитале и два муниципальных предприятия. 73 управляющие организации – это компании со стопроцентным частным капиталом (ООО). Они управляют примерно 82% жилья Ростова-на-Дону. При этом уже есть случаи, когда управляющие компании создаются спонтанно на рынке, к примеру, УК «Русь» – у них десять домов примерно. Как правило, руководители этих управляющих организаций – вчерашние председатели ТСЖ, профессионалы, у которых наработан солидный опыт управления. Таких компаний сегодня в Ростове уже около 20. С точки зрения этого процесса администрация Ростова-на-Дону видит свою задачу в создании равных условий для всех участников рынка. Ведь без демонополизации невозможно говорить о повышении качества оказываемых услуг.
Управляемся сами
– Самоуправление жилищным фондом в Ростове-на-Дону развивается с положительной динамикой. Сегодня 100% собственников определились в способе управления. В ведении управляющих компаний находится 83,8% общей площади домов, в управлении ТСЖ (ЖСК) – 13,8%, в непосредственном управлении жителей – немногим более 2%. Количество ТСЖ и ЖСК по сравнению с прошлым годом увеличилось более чем на 8%. То есть, развитие самоуправления соответствует нормативным показателям. Одним из условий оказания государственной поддержки является управление с 1 января 2010 года не менее 80% многоквартирных домов частными управляющими организациями, имеющими в своем уставном капитале не более 25% участия муниципалитета. В настоящее время 94,8% частных организаций осуществляют управление 81,2% многоквартирных домов, что соответствует условиям ФЗ №185.
Ремонтный бум
– До принятия Жилищного кодекса ежегодно на капитальный ремонт многоквартирных домов в Ростове выделялось по 200-250 млн рублей. При учете, что в Ростове-на-Дону тогда было около девяти тысяч многоквартирных домов, этих средств было явно недостаточно, и физический износ у нас опережал капиталовложения. Такими темпами даже не обеспечивалось естественное старение. Ситуация в корне изменилась после принятия Жилищного кодекса и последующего создания Фонда содействия реформированию ЖКХ. На капитальный ремонт начали поступать серьезные средства. С 2007 года по настоящее время общий объем средств, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации различных программ, составил 2,7 млрд рублей, что позволило улучшить жилищные условия более 180 тысячам ростовчан. В 2010 году мы планируем направить на капитальный ремонт более 1,2 миллиарда рублей. Сейчас готовим заявку в Фонд содействия реформированию ЖКХ. Ее параметры таковы: более 900 миллионов выделяется из средств фонда, остальное добавляет городской бюджет и 5% софинансируют собственники. Это – как и в прошлом году. Таким образом, к концу 2010 года объем средств на капремонт составит около четырех миллиардов рублей, мы сможем отремонтировать 1405 многоквартирных домов площадью около шести миллионов квадратных метров. Это 31% от общей площади жилья.
Сам себе хозяин
– При распределении средств, поступивших в рамках программы софинансирования, приоритет отдается именно товариществам собственников жилья. И очень большая роль в вопросах эффективности работы по программе капремонта принадлежит самим жителям. Все начинается с общего собрания – средства не даются на общий ремонт, нужно выбрать перечень первоочередных работ, жизненно важных для дома. Как определяются основные элементы, какова основа для их выбора – решают люди. Когда УК или ТСЖ определяются с подрядчиком, требуется особый контроль. Есть случаи, когда работы выполняются с очень низким качеством. Ведь объем финансирования, который выделяется на капитальный ремонт, – это объем, с которым может справиться строительное управление или даже трест. И здесь нужны инициативные группы, которые контролировали бы качество выполненных работ. Это очень важно в свете того, что мы понимаем, что федеральный бюджет не будет бесконечно направлять деньги на капитальный ремонт. И впереди – увеличение доли софинансирования со стороны собственников. Это правильно, поскольку именно собственник несет ответственность за состояние своего жилья. Поэтому пока собственники софинансируют пять процентов от стоимости ремонта, но потом эта цифра будет расти, и в каком-то году мы уйдем от бюджетного софинансирования. Вполне понятно, что зависеть этот процесс будет от роста благосостояния населения.