Свет и тепло – от очага, меню – в зависимости от охотничьей удачи, вечером – пара-тройка обрядов у жертвенного камня. Историко-этнографический комплекс создается на территории хутора Пухляковского Усть-Донецкого района. Пока основная задача – с помощью воссозданных предметов быта приобщить к истории детей и молодежь. Ну а дальше – сделать уникальный уголок Ростовской области привлекательным для сильных духом туристов.
Хутор Пухляковский (Усть-Донецкий район, Ростовская область) в современности прославился благодаря своему знаменитому жителю – автору нашумевшего «Цыгана» Анатолию Калинину. Но для историков и археологов Пухляковский и его окрестности – подобие Мекки. Люди селились здесь с допотопных времен. В здешней округе находят поселения эпохи неолита, бронзы, железного века, средневековья. Поэтому идея, которую вот уже два года реализует Донское археологическое общество, буквально витала в воздухе.
«Историко-этнографический комплекс «Затерянный мир» – это научно обоснованная реконструкция первобытных жилищ, орудий быта древнего человека. Активная фаза строительства наступила этой весной. С помощью воссозданных орудий труда эпохи неолита – это 8-10 тысячелетие до нашей эры – научные сотрудники и студенты истфака ЮФУ изготовили три жилища, лодочную станцию, кремневую мастерскую, керамическое производство и сакральное место для самых важных в жизни человека обрядов», – вводит в курс дела участников пресс-тура научный сотрудник РРОО «Донское археологическое общество» Наталья Каледина.
Первобытное поселение располагается на территории бывшего детского лагеря. Первое, что понимают посетители – уже в годы неолита, к которому относится реконструкция поселения, люди строили жилища трех типов. Собственно, они здесь и представлены. Простейшее строение напоминает известный ленинский шалаш – каркас из ветвей, накрытый камышом. От дождя спасет, но не более. Второй тип – практически классическое воплощение избушки, не хватает только окон. Самое долговечное и практичное строение наполовину вырыто в земле – журналистам поясняют, что такая технология обеспечивала прохладу летом и относительное тепло зимой. В центре первобытной деревни – идол и жертвенный камень, на котором лежит нож. У одной из хижин стоит лодка. Из ямы валит дым – там обжигают горшки.
Неолит (новый каменный век) – эпоха, характеризующаяся применением каменных орудий и земледельческим хозяйством – в отличие от палеолита и мезолита, когда основными видами человеческой деятельности были охота, рыболовство и собирательство. В число элементов материальной культуры неолита, кроме остатков культурных растений и домашних животных, входят шлифованные кремневые орудия и керамика. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
«Супер просто. Ни одной трещинки, лишь один разбился», – одобряет работу научных сотрудников председатель ВООПИиК Александр Кожин.
«Осторожнее с луком, мы его испытывали, стрелы летают на 150 метров», – предупреждают в это время увлекшегося журналиста.
Все, что находится на территории «Затерянного мира», с гордостью отмечает Наталья Каледина, создано с помощью первобытных орудий труда и неплохо функционирует. Образцов для воссоздания хватает – уникальное поселение неолита «Раздорская-2» всего в 500 метрах. На основании найденных орудий труда научные сотрудники и студенты смастерили ножи, топоры, луки и стрелы. А далее – применили их по назначению.
«На то, чтобы из цельного ствола выдолбить лодку, ушло два месяца. Мы ее испытали, на воде держится. Керамику также изготавливаем по технологиям, которые были в эпоху неолита. Тогда гончарный круг еще не изобрели, и все предметы лепили вручную. Но даже если при обжиге они трескались либо позже разбивались, их не выбрасывали – их перетирали или использовали как шамот. Его добавляли в новую керамику, ремонтировали имеющуюся. Мы тоже треснутые горшки не выкидываем», – рассказывает Наталья.
Основная цель создания «Затерянного мира» – просвещение. Журналисты ощутили на себе, что при такой степени наглядности учебный материал запоминается быстро и без особых усилий. Но вслед за словом «обучение» звучит «туризм».
«В наших планах есть возможность полного погружения себя в шкуру первобытного человека. Хотим вот в ноябре недельку, если получится, пожить. Есть уже наработки по поводу орудий труда, одежды – вот, к примеру, козочка была или козел, – поглаживая шкуру на скамье, рассказывает покашливающим от дыма очага журналистам сотрудник Донского археологического общества Алексей Данильченко. – И попробуем поохотиться. Так что в будущем гостиничный комплекс первобытного образца будет работать для всех желающих».
Для не столь сильных духом туристов на подходе – поселение эпохи бронзы. Здесь уже будет ткаческий станок, гончарный круг, литейная мастерская. Также в планах Донского археологического общества – воссоздать средневековое селение и казачью станицу – то есть, все эпохи, которые помнят здешние края. Но откроют ли «Затерянный мир туристы, либо же он останется уникальным учебным пособием, зависит от традиционного для отечественной науки денежного вопроса.
Фото: Фото автора