«Надо добавить!» и «Надо подождать!» – две стандартные фразы, которые очень часто слышат те, кто делает ремонт «чужими руками». Звучат эти слова из уст людей, которым доверена ответственная миссия по приведению жилища в обновленное состояние. Попробуем разобраться в том, как уменьшить вероятность произнесения этих фраз?
Выбор исполнителя
Многое зависит от того, кого вы выберете в качестве исполнителя ремонтных работ. Помимо того, что ремонт можно сделать самостоятельно, существуют еще два варианта: обратиться в строительную фирму или прибегнуть к услугам частных лиц. У каждого подхода свои плюсы и минусы. Частники всегда ценят свой труд дешевле. А вот работа фирмы стоит дороже, но вести дела с юрлицом надежнее и спокойнее, поскольку оно берет на себя четкие обязательства и дает определенные гарантии.
Частные же бригады ремонтников берут обязательства и дают гарантии в основном на словах. О заключении с ними письменных договоренностей мало кто задумывается. Особенно, если ремонт с помощью людей со стороны производится впервые и по рекомендации знакомых.
Действительно, если уж и приглашать так называемых «шабашников», не стоит нанимать вовсе людей «с улицы». Лучше доверить свой ремонт кем-либо проверенным мастерам. Вот тут частенько и делается первая ошибка. Друзья утверждают, что у них эта бригада ремонтников все сделала качественно, да и цена на услуги полностью устраивает. Потому подписание какого-либо договора кажется формальностью. А с началом работ оказывается: для того, чтобы все было сделано так, как нужно заказчику, приходится лично контролировать процесс и следить чуть ли не за каждым шагом исполнителей.
«В моей квартире ремонт делали знакомые рабочие, – рассказывает специалист департамента бизнес-коммуникаций ЦКТ «PRОПАГАНДА» Татьяна Жадановская. – Разумеется, на этом фоне подписание договора показалось мне излишним. Но, несмотря на мое доверие, итоги ремонта меня не порадовали: работа не была доведена до конца, то тут, то там были видны огрехи, кроме того, постоянно требовались новые вложения, не запланированные заранее. Так что в следующий раз я буду думать о том, чтобы работать на договорной основе».
Сэкономить нервы и время можно, обратившись к специализированной фирме. Стоят услуги такой компании, правда, почти в два раза дороже, чем у частных мастеров. При выборе ремонтной фирмы обратите внимание на наличие строительной лицензии, деятельности на рынке ремонтно-строительных услуг, качество выполняемых услуг и гарантийные обязательства.
Документальное оформление
У строительной компании обязательно должна быть в наличии лицензия на право выполнения работ и свидетельство о регистрации. У частного лица, прежде чем приглашать его к себе домой для осмотра «фронта действий», следует попросить копию паспорта.
При знакомстве с фирмой, предлагающей ремонтные услуги, стоит обратить внимание на то, достаточно ли полно отвечают на ваши вопросы и готовы ли предоставить техническую документацию. Рассказав о своей квартире и пожеланиях, необходимо изучить пакет документов, которые заказчик получает от компании: договор подряда, смету, ресурсную ведомость (перечень материалов, используемых при ремонте), план квартиры до и после перепланировки, дизайн-проект, план-график проведения работ, техническую документацию (схемы разводки электропроводки, системы кондиционирования, отопления и сантехники с полным расчетом). Желательно, чтобы это был пакет документов от реального объекта. До заключения договора хоть с частниками, хоть со специализированными фирмами, рекомендуется посмотреть на уже имеющиеся результаты их работы.
Договор лучше показать юристу, который даст свое заключение. Письменный договор – залог вашего спокойствия. В нём необходимо чётко прописать все нюансы: перечень и сроки работ (что поможет вам избежать долгостроя), штрафные санкции в случае задержек или некачественного исполнения, сумму контракта, порядок оплаты и условия внесения дополнений при изменении стоимости. Также договор устанавливает гарантийный срок обслуживания после выполнения работ (стандартно от месяца до полугода), дополнительные услуги.
Необходимо тщательно анализировать составленную смету, обращая особое внимание на то, чтобы разбивка на этапы производилась не по видам работ – малярные, электротехнические, сантехнические, установка дверей и тому подобное, а так, чтобы подготовительные операции по каждому типу работ были включены в один этап. Смета должна быть составлена таким образом, чтобы приступать к следующему этапу можно было только после завершения предыдущего.
Оплата работ
Строительные расценки – понятие растяжимое. Зависят они от вариантов ремонта (косметический, капитальный или евро), а также от фантазий заказчика. Здесь играют роль и дизайн, и качество материалов, и требования по отделке и качеству работ.
Условия оплаты оговариваются и фиксируются до начала работ. Как отмечает руководитель одной из ремонтных бригад Дмитрий Ивлиев, рабочие не меньше заказчика боятся подвохов при оплате. Обычно стороны договариваются о предоплате (треть или половина стоимости ремонта), а далее взаиморасчёт производится поэтапно. Редко удается сразу договориться о поэтапной оплате, хотя она представляется более справедливой. Весь объем работ разбивается на части, и оплата производится только за завершенный этап. В этом случае стороны находятся почти в равных условиях – клиент и исполнитель в любое время могут прервать отношения, если одна из сторон нарушает свои обязательства.
Документами об оплате являются чек или расписка, подтверждающие, что наниматель произвёл оплату за проделанные работы.
По окончанию всех работ подписывается акт сдачи-приёмки работ, который подтверждает, что заказчик и исполнитель не имеют претензий к их качеству и объёму. Без подписания акта договор о проведении ремонтных работ не является исполненным. Если качество работ вас всё же не устраивает, в акте сдачи-приёмки работ необходимо зафиксировать все недостатки и обратиться с претензией в экспертную организацию, которая также зафиксирует все несоответствия строительным нормам. По закону исполнитель будет обязан устранить все недоработки за свой счёт, включая оплату испорченных материалов.