Политика подробности Бывший мэр Чернышев объяснил, почему в Ростове нет метро и как делили власть в 90-е

Бывший мэр Чернышев объяснил, почему в Ростове нет метро и как делили власть в 90-е

Главные цитаты из большого интервью

Чернышев с 1985 года был заместителем председателя исполнительного комитета Пролетарского районного Совета народных депутатов, позже был главой администрации Пролетарского района Ростова-на-Дону

Михаил Чернышев пробыл мэром Ростова-на-Дону почти 18 лет. В 1990-е, вспоминает он, в регионах «возникали конфликты между губернаторами и мэрами, каждый старался перетянуть на себя больше полномочий», но Ростовская область «поступила мудро» и учла все обстоятельства. 161.RU выбрал главные цитаты экс-градоначальника из интервью изданию «Нация».

О трудностях работы в 90-х

По словам Чернышева, первый бюджет на вторую половину 1994 года был около миллиарда, если переводить на современные деньги, а на 2024 год он составляет 65 миллиардов — «небо и земля»! Отвечая на вопрос, получалось ли тогда строить планы или это был режим «ручного управления», Чернышев отметил, что было решено выбирать наиболее острые проблемы, реально влияющие на настроения людей: работа коммунальных служб, общественного транспорта, социальной сферы — и направлять туда имеющиеся ресурсы.

— В то время надо было искать нестандартные, смелые решения. Я администрации города ставил такие задачи: ищите передовой опыт. И когда мы выносили новаторские предложения на заседания думы, многие из них депутаты поддерживали. К примеру, надо было поднимать производство, а для этого предприятиям предлагалось отказаться от их непрофильных активов: детских садов, баз отдыха, жилых помещений. В результате город в муниципальную собственность получил более 200 тысяч квадратных метров ведомственного жилья. И оказалось оно, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии. Тогда мы разработали отдельную программу, чтобы это жилье не рухнуло, а продолжало служить людям.

В 90-е резко, говорит Чернышев, снизилась потребность в детских садах, и многие ведомства перепрофилировали либо продали их. Чтобы всё возродить, появилась программа строительства детсадов, благодаря которой дефицит постепенно стал сокращаться. Сегодня очереди практически нет, утверждает экс-мэр.

Мы потеряли очень хорошую социальную инфраструктуру. Восстанавливать ее пришлось после того, как снова вырос спрос на места в детских садах.

В те годы, продолжил Чернышев, то в одном, то в другом регионе России возникали конфликты между губернаторами и мэрами, где каждый пытался быть главным. Это крайне негативно сказывалось на развитии территорий.

— Мы, на мой взгляд, поступили мудро, учли все обстоятельства. В уставе Ростова были четко прописаны полномочия органов местного самоуправления и принципы взаимодействия с региональной властью. Тем самым мы исключили саму возможность каких-либо конфликтов и в дальнейшем выстраивали конструктивную работу, — цитирует издание Чернышева. — Вообще, это было очень интересное время в плане развития и самостоятельности местного самоуправления. Федеральный центр предоставлял нам возможность выбора и этот выбор был наш, а не навязанный сверху. Всё зависело от того, насколько творчески депутаты подходили к принятию решений.

В июле 1993 года Чернышев был назначен главой администрации города Ростова-на-Дону. В 1994-м избран депутатом Ростовской городской думы и главой местного самоуправления города, в декабре 1996 года, получив 78% голосов избирателей, победил на выборах мэра Ростова. Потом переизбирался на пост в 2000-м, 2004-м и 2010 годах. Ушел в отставку 6 октября 2014 года, став заместителем губернатора Ростовской области. Избрался в 2016 году депутатом Государственной думы, а позже возглавил Общественную палату Ростова.

О крахе проекта метро в Ростове

Тема метро — очень сложная для города, говорит Чернышев. Но регион сделал выбор в пользу скоростного трамвая.

— Реализовать такой проект в одиночку невозможно. Требуется помощь федерации, субъекта. И мы на нее рассчитывали. Выполнили технический проект, привлекли структуры, работавшие с дирекцией Московского метрополитена, заложили в проектирование деньги... Но потом область посмотрела, как проект метро развивается в других городах, увидела объективные трудноразрешимые проблемы.

Застройка Ростова такая сложная, что пробить для трамвая коридоры очень трудно. Метро в этом плане намного проще, а вот по затратам гораздо дороже.

От строительства подземного метро в Ростове хоть и отказались, но задел на будущее всё-таки оставили. До 2035 года ждать строительства точно не стоит: в программе комплексного развития Ростова-на-Дону такие перспективы не предусмотрены. Но в то же время в действующем генеральном плане остаются пять линий метрополитена: Запад — Северо-восток, Север — Юг, Восток — Северо-запад, Ростов-Главный — Сельмаш, Полукольцевая. В гордуме объясняли, что метро не убирают из генплана, чтобы «оставить возможность построить его в будущем и уберечь земли от застройки домами».

Мы рассказывали, как ростовские чиновники «убили» идею метро.

Об образе депутата ростовской думы

— Это человек с активной жизненной позицией. Общественник по своему внутреннему убеждению: общее дело для него выше личного. Человек, обладающий профессиональными знаниями, хорошо знающий муниципальную специфику, понимающий всю лежащую на нем ответственность. И еще человек очень настойчивый, добивающийся того, что в интересах Ростова.

Недавно председатель городской думы Ростова Зинаида Неярохина высоко оценила аналитические способности сити-менеджера Алексея Логвиненко. По ее словам, он «умеет повести за собой», а городские чиновники при нем работают четко. 161.RU провел опрос среди читателей, чтобы выяснить, кого из руководителей они считают самым эффективным — Чернышева, Горбаня, Кушнарева или Логвиненко. С большим отрывом выиграл Михаил Чернышев.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY10
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем