Команда губернатора Василия Голубева последние годы рассыпается в уголовных делах и отставках. Часть его бывших заместителей и министров находится в СИЗО, самая популярная статья — «превышение полномочий». Корреспондент 161.RU Марина Гаричян рассказывает, как сложилась судьба бывших донских чиновников и кому удалось найти новое рабочее место.
Благие намерения
На одной из пресс-конференций Голубев заявил: в приоритете «кадры с Дона», но «в команду нужно приглашать профессионалов» со стороны и делать их своими.
Костяк заместителей и министров первого состава правительства Василий Голубев привез с собой из столицы. Так, например, в донскую власть попала Лилия Федотова, последние 13 лет бессменно курирующая финансы и бюджетную политику. С губернатором они, вероятно, знакомы еще со времен СССР по работе в подмосковном городе Видное.
Летом 2019 года губернаторская команда пополнилась москвичом Алексеем Изотовым — он стал заместителем по вопросам экономического развития. Правда, поработал Изотов всего полтора года: на его место назначили дончанина Алексея Скрябина.
Из кресла — под стражу
Cкандальное дело «о золотом песке» касается бывшего замгубернатора Сергея Сидаша и экс-министра строительства области Николая Безуглова. В отношении них в 2019 году возбудили уголовное дело о злоупотребление полномочиями. По версии следствия, при строительстве стадиона «Ростов Арена» чиновники приняли и оплатили поставку и укладку крупнозернистого песка, хотя нужен был мелкий. Бюджет переплатил 223 миллиона рублей.
В октябре 2022 года Сергея Сидаша приговорили к четырем годам колонии условно. Но недавно срок заменили на реальный: Сидаш должен отсидеть в колонии общего режима.
Бывшему министру строительства Безуглову вынесли приговор еще в июле 2020-го, дав два года условно. За полгода до приговора чиновника выпустили из-под домашнего ареста. На тот момент он находился в больнице из-за проблем со здоровьем.
В конце ноября 2019 года силовики задержали министра здравоохранения Татьяну Быковскую и ее заместителя Станислава Беседовского. Обоих обвинили в превышении должностных полномочий: ФАС выявила признаки антиконкурентного соглашения между Минздравом, больницами и компанией по утилизации медотходов «Центр 100 Ростов-на-Дону». Заявки ее конкурентов под разными предлогами отклоняли на торгах.
Быковская в итоге вернулась из СИЗО в кресло министра здравоохранения. Но ненадолго. Вскоре после трагедии в ростовской больнице № 20 она уволилась по собственному желанию — после 16 лет во главе министерства.
В 2021 году дело «Центра 100» дошло до суда. Его рассматривают в Кущевском районном суде Краснодарского края. Среди прочего, там озвучили прослушку Голубева и Быковской. Судя по записям, чиновники тщательно выбирали слова при разговорах о медотходах. Голубев советовал Быковской, чтобы всё было в «рамках закона» и с пользой для окружающей среды.
Публично в защиту своих министров и заместителей Голубев не выступал, обычно ограничиваясь словами, что «следствие разберется». Например, комментируя отставку Быковской, глава региона сказал, что это «не было связано только с 20-й больницей — это было ее решение, она опытный человек, обладающий энергией и знанием ситуации».
В июне 2023 года суд приостановил рассмотрение дела из-за тяжелой болезни Станислава Беседовского. Но 20 октября Быковскую и Беседовского отправили в СИЗО — на шесть и три месяца соответственно. Суд так решил, потому что появилась информация об их давлении на представителей больниц, выступающих свидетелями. Еще одна причина: была вероятность, что Быковская и Беседовский скроются от суда.
Уголовные дела против донских чиновников будто совсем не влияют на репутацию губернатора. Работу Василия Голубева высоко оценивают в Москве. В начале 2022 года Голубев указом Владимира Путина получил орден «За заслуги перед Отечеством» третьей степени. Президент наградил донского губернатора с формулировкой: «За большой вклад в социально-экономическое развитие Ростовской области и многолетнюю добросовестную работу».
После начала громкого «дела архитекторов» четыре года назад арестовали главного архитектора области Алексея Полянского, главного архитектора Ростова-на-Дону Романа Илюгина и главного архитектора администрации Мартыновского района Александра Корчигу. Они проходили по статьям «Превышение должностных полномочий» и «Мошенничество»: следствие считало, что чиновники незаконно выдавали и продлевали разрешения на строительство многоквартирных домов.
Полянский оказался под домашним арестом, но в июле 2020-го Следственный комитет прекратил уголовное преследование — дело прекратили за истечением срока давности. В октябре того же года Полянский возглавил донское отделение Союза архитекторов России. Илюгина суд сперва оправдал, потом дело отправили на пересмотр, и в декабре 2021 года архитектор получил три года условно.
Этим летом в СИЗО вернулся бывший министра ЖКХ Андрей Майер. Его арестовали в декабре 2020-го — обвинили в превышении полномочий. По версии следствия, Майер выделил деньги на благоустройство парка на улице Вересаева, но почти 50 миллионов рублей потратили не по назначению.
Через полгода в обвинение включили второй эпизод — по благоустройству парка в городе Зверево. Министерство ЖКХ предоставило 43,5 миллиона по госпрограмме, хотя парк не участвовал в обязательном для получения софинансирования конкурсе. Обвинение считает, что деньги выделили незаконно и ответственность за нецелевую трату несет Майер.
Экс-министр вину не признает. В этом марте вынесли приговор: 3 года и 5 месяцев общего режима. Майеру засчитали проведенные в СИЗО дни, оставив в заключении на несколько месяцев. Стоило бывшему чиновнику оказаться на свободе, как последовал новый арест. Майера задержали на выходе из СИЗО и предъявили новое обвинение: в 2019 году после действий Майера переплатили за проекты благоустройства в Новошахтинске, Мясниковском, Аксайском и еще пяти районах. Ростовский областной суд приговорил экс-министра к пяти годам колонии общего режима.
Карьерные повороты
Один из старожилов в команде Голубева — Виктор Гончаров, годами занимавший должность заместителя (иногда даже первого зама) губернатора. В промежутках между работой в правительстве Гончаров возглавлял «Региональную корпорацию развития» и был атаманом Всевеликого войска Донского. В августе 2023 года Гончарова уволили по собственному желанию. Он перешел на новую (старую) работу в «Региональной корпорации развития».
Кресло заместителя РКР занял и Игорь Далаксакуашвили, оставивший должность главного архитектора Ростовской области. Организация курирует крупный инвестиционный проект — застройку территории старого аэропорта. По словам Далаксакуашвили, на Дону сохраняется зависимость от иностранных материалов. При этом он заявил, что импортозамещением в отрасли занялись еще восемь лет назад, когда был скачок курсов.
Многолетний ростовский мэр Михаил Чернышев в 2014-м стал заместителем Голубева. Его поставили курировать вопросы международного и межрегионального сотрудничества вместе с Министерством экономического развития. Но в правительстве Чернышев задержался буквально на пару лет. Став в 2016 году депутатом Государственной думы, Чернышев успел поддержать пенсионную реформу и поправки в Конституцию. Покинув Думу, возглавил Общественную палату Ростова.
Бывший атаман Всевеликого войска Донского и еще один донской депутат в Госдуме Виктор Водолацкий нашел себя в качестве куратора казаков на передовой. Год назад Водолацкий вошел в состав рабочей группы «по мобилизации и спецоперации» — объединение учредил Владимир Путин. В прошлом октябре он получил от президента орден Мужества. К слову, Водолацкий в свое время поддержал и закон о «СМИ-иноагентах», и поправки в Конституцию, и повышение пенсионного возраста. Сейчас Водолацкий — один из депутатов, курирующих «новые территории».