RU161
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+19°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +14

0 м/c,

753мм 52%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Политика Меньше смотрите на государство: что во власти думают о новых ограничениях для бизнеса на Дону

Меньше смотрите на государство: что во власти думают о новых ограничениях для бизнеса на Дону

161.RU поговорил с главой комитета Заксобрания по экономической политике

Депутат руководит комитетом по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям

В Ростове и области заработали новые карантинные ограничения. Ресторанам снова придется подстраиваться — власти запретили принимать посетителей после 22:00, но разрешили работать навынос поздно вечером и по ночам. Общепит уже пострадал больше других отраслей, но без него все-таки можно обойтись, заявил в интервью 161.RU депутат Игорь Бураков — председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания Ростовской области.

Мы много раз спрашивали у бизнесменов, чем городу грозят продолжительные и неизбирательные ограничения. Это интервью — позиция власти.

— Весенние ограничения сильно ударили по общепиту — ресторанному бизнесу, барам, кафе. Могут ли осенние ограничения добить отрасль?

— Ну, во-первых, радости от новых ограничений не испытывает никто. В том числе власти, которые их вводят. Рестораны и кафе только-только стали выходить из глубокого кризиса, как снова возвращаются ограничительные меры.

Что касается перспектив общепита: безусловно, не все переживут этот кризис, он слишком затянулся. Сегодня далеко не у всех есть такой запас прочности, чтобы несколько месяцев оставаться закрытыми, а потом работать не в полную силу. У подавляющего числа заведений плановый уровень рентабельности не позволяет преодолеть точку безубыточности при 30–40-процентной загрузке от своих обычных «допандемийных» объёмов. Им в этой ситуации проще не работать. Иначе они проедают последние запасы или, того хуже, кредиты.

— Сколько времени потребуется, чтобы преодолеть последствия кризиса?

— В целом, чтобы компенсировать тот минус, который экономика получает из-за пандемии, потребуется пара лет. Сегодня я больше склоняюсь к таким временным оценкам. Поэтому, например, очень важно сохранить хотя бы часть мер господдержки, которые ввели для бизнеса в текущем году. Продлить и на следующий год. Комитет по экономической политике Законодательного собрания Ростовской области последовательно выступает с такими инициативами.

Однако, возвращаясь к общепиту, думаю, профессионалы понимают: далеко не все заведения переживут этот кризис. Запас прочности у многих на исходе, ближайшую перспективу просчитать крайне затруднительно. Надо продержаться октябрь-ноябрь, а дальше станет полегче с эпидемиологической обстановкой? Или всё затянется до февраля?

— Или до весны при самом неблагоприятном сценарии? Делаются разные прогнозы.

— Делаются, но не экономистами, а эпидемиологами. Но я с трудом себе представляю ресторан как бизнес, который закрывается на пару-тройку месяцев, при этом сохраняет коллектив, платит пусть даже урезанную зарплату, потом открывается и работает с половинной загрузкой. К тому же у рестораторов появились дополнительные расходы, связанные с исполнением санитарных норм, которые введены опять-таки для борьбы с коронавирусом. В прежней, доковидной модели бизнеса этих расходов не было.

Трудности можно перечислять и дальше, однако, если ты — бизнес, надо искать способ перестроиться под новую реальность. Например, спрос в традиционном общепите из-за ограничений существенно упал. Но наряду с этим бурно развивается доставка. Тот, кто вовремя перестроился, менее болезненно проходит период пандемии.

Предприниматель — по определению лидер, сильный. Должен уметь адаптироваться к любой ситуации, к любым новым вызовам. Гораздо меньше других смотреть в сторону государства в поисках помощи. Наоборот, мы видели, как в период первого пика пандемии остановившие из-за санитарных ограничений свою работу рестораторы тем не менее находили возможность за свой счет бесплатно кормить медиков, работающих в «красной» зоне.

— А если говорить о мерах поддержки, то какие самые эффективные? Льготные кредиты или скорее списанный налог, как, например, земельный для торговых центров?

— Какие бы ни были льготные ставки, кредиты всё равно придется возвращать. На мой взгляд, наиболее эффективная мера поддержки, которую можно оказать на региональном уровне, реализована в Ростовской области. У нас было принято беспрецедентное для страны решение, когда абсолютно всем компаниям и предпринимателям из пострадавших отраслей существенно на год снизили налоги, причем задним числом — с 1 января 2020 года. Тем, кто находится на упрощенной системе налогообложения и платит налог, например, с дохода, ставку снизили с 6% до 1%, то есть в 6 раз.

Этой мерой поддержки в Ростовской области смогли воспользоваться более 40 тысяч компаний и предпринимателей, потому что мы не стали, в отличие от других регионов или федерации, в законе прописывать фразу «основной вид деятельности». Мы убрали всего одно слово — «основной», и помощь получили все из пострадавших отраслей, а не только те, кому посчастливилось свой «пострадавший вид бизнеса» указать при регистрации как основной ОКВЭД.

— Вы сказали, что эта льгота начала действовать задним числом — с 1 января 2020 года, когда еще не было никаких ограничений в связи с COVID-19. Те, кто платил с начала года налоги по обычной ставке, переплату смогут вернуть?

— Конечно. Что касается федеральных мер поддержки, то в числе наиболее востребованных, например, выплата пострадавшим предприятиям минимального размера оплаты труда на каждого работника за два нерабочих месяца — апрель и май. Предприятиям таким образом компенсировали часть расходов по фонду оплаты труда. Другая востребованная форма поддержки предприятиям из наиболее пострадавших отраслей — кредит до апреля 2021 года, который не надо будет возвращать в случае, если предприятие сохранит 90% своих докризисных рабочих мест. Этой мерой поддержки в Ростовской области воспользовались несколько тысяч предприятий.

— Предвидятся ли новые виды поддержки во время осенних ограничений?

— Надо понимать, что возможности регионального бюджета крайне ограничены. Раздавать деньги — абсолютно нереальный сценарий. Регион из-за остановки бизнеса тоже потерял довольно существенные налоговые поступления. Областной бюджет смог выстоять главным образом потому, что федерация подставила свое финансовое плечо, поскольку именно на федеральном уровне шло накопление резервов в тучные годы. Сейчас пришел тот момент, когда эти средства очень пригодились, именно они тратятся на поддержку экономики.

— А что может все-таки дополнительно сделать регион?

— На самом деле главная мера поддержки с регионального уровня — найти тот идеальный баланс между мерами по борьбе с пандемией и возможностью поменьше ограничивать деятельность предприятий. До настоящего момента самые жесткие ограничительные меры в 2020 году действовали в апреле — мае. Но даже тогда в Ростовской области нашли возможности при соблюдении всех санитарных норм и требований не останавливать заводы и фабрики, сельское хозяйство, строительство. Это, пожалуй, главная причина, почему экономика Ростовской области пока относительно неплохо справляется с негативными последствиями пандемии COVID-19.

— Но ведь то же сельское хозяйство снабжает нас продуктами первой необходимости, а рестораны — нет. Поэтому они принимают удар?

— Могут ли люди какое-то время обойтись без ресторанов? Ну, наверное. Если вдруг выяснится, что в какой-то момент для эффективной борьбы с распространением коронавируса надо почти всё остановить, не выходить из дому, то придется всё остановить и потерпеть, но спасти здоровье людей. Это приоритет приоритетов. Но там, где можно избежать остановки работы предприятия, нужно стараться это сделать. То, что промышленность Ростовской области в текущем году чувствует себя более-менее уверенно — уж точно намного лучше, чем общепит, это заслуга как раз того, что пока для промышленности удалось избежать жесткого локдауна, когда закрывается всё.

— Вы весенние ограничения считаете тренировкой?

— Да, апрель, май и июнь. Мы получили за это время колоссальный опыт, увидели, что у нас работает, что плохо работает. Увидели, например, что, несмотря на то что заводы не останавливались, подавляющему большинству предприятий удалось обойтись без массовых заражений. Понятно, что если где-то они случатся, то неважно, к какой ты отрасли относишься, объективно придется остановиться.

Придется привыкать к таким условиям, перестраиваться и пытаться адаптироваться к этой новой реальности.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем