В архитектурном сообществе Ростова обсуждают строящийся на берегу Дона гигантский ЖК «Державинский», некоторые даже называют проект «градостроительным преступлением». Архитектор Андрей Дойницын рассказал 161.RU, нужны ли городу тысячи новых квадратных метров и как решить проблему высотного строительства в историческом центре.
«Нам нужен небоскреб, который лежит»
Застройщики диктуют стиль жизни городу и, как считает Дойницын, не всегда имеют на это право.
— Многие дома у нас возводят иногородние компании-застройщики. Им всё равно, что происходит, у них не болит душа. Чаще всего это компании, которые выгнали с рынка Москвы, потому что те строили убожество. Теперь они пошли портить другие города. Да, у этих компаний есть большой финансовый потенциал. Но куда уходят деньги с продажи квартир? Текут в столицу. Новые высотные комплексы — это пылесос, причем уродливый, — говорит архитектор. — Один из таких застройщиков, совершенно не стесняясь, мне заявил: «Вы живите тут как хотите, а я буду жить на Кутузовском».
По мнению архитектора, цели многих застройщиков исключительно коммерческие.
— Бизнес — это отлично. Но непонятно, зачем строить это безобразие внутри города? Берите и стройте в полях, зарабатывайте деньги. Но нет, типовая застройка появляется в центре, а чтобы квартиры точно раскупили, девелоперы жестко занижают цены. В новые ЖК въезжают не пойми кто. Инфраструктуры нет, ну и что? Школу мы построим когда-нибудь потом, например никогда, — возмущается архитектор. — И как быть с подземными коммуникациями и ливневками? Последний дождь вспомните. Хотят ли эти московские компании, назовем их варягами, заменить в Ростове все ливневки, если они планируют дать такой напор на коммуникации? Вряд ли.
Андрей Дойницын — член Союза архитекторов России, основатель и главный архитектор ООО «Новая РАСА», доцент кафедры «Основ архитектурного проектирования и композиции» в академии архитектуры и искусств ЮФУ.
Застройщики оправдывают возведение высоток тем, что это современная архитектура. Но Дойницын считает иначе: нынешние проекты выглядят словно созданные в 90-х или нулевых.
— Понимаете, нам строят прошлое. Сейчас многие пытаются убедить ростовчан, что у города нет богатой истории. Это делают для того, чтобы всю старую застройку окончательно разрушить. А вместо нее построить очередные высотки с красивыми названиями. Мол, смотрите, какая прелесть, вот так ваш город выглядел всегда, а вы просто не знали, — говорит Дойницын.
Многоэтажные дома имеют право на существование, но проекты должны быть уместными и интересными, говорит архитектор. У каждого дома должен быть автор.
— Кому из молодых людей, которые знают, как могут выглядеть города, будет интересно жить в типовых домах? — спрашивает Дойницын. — Иногородний застройщик, скорее всего, не заботится и о качестве, то есть, если через 5–7 лет трубы в домах потекут, люди будут собирать свои деньги на ремонт. Это мы еще не говорим о пожарной безопасности. К счастью, прецедентов не было, но есть повод задуматься.
Архитектор считает, что высокая этажность чужеродна региону.
— У нас много земли, нашему городу стоит расти вширь, а не вверх. Ростову нужны небоскребы, которые лежат, — отмечает Дойницын.
Каждый архитектор выполняет социальную миссию, ведь облик жилых районов влияет на отношение людей друг другу. Дойницын говорит, что жителю многоэтажного человейника легче вытворять что угодно, и вряд ли кто спросит о его плохих делах.
— Кого мы хотим воспитать? Людей, которые с 24-го этажа будут бросать мусор на проезжающие машины и оставаться безнаказанными? Или людей, которые будут видеть у себя во дворе 10–15 автомобилей и понимать, что это абстрактные Иванов и Петров, и каждый день им нужно сказать «здравствуйте!» утром и «до свидания!» вечером. Никто не нагадит в таком дворе, потому что все друг друга знают, — добавил архитектор. — Мы не Москва. У нас нет задачи приехать вечером домой, упасть в спальный ящик, чтобы на следующий день жить, работать, обедать и заниматься спортом в другой части города. Мы другие, нам не нужно навязывать чужую ментальность.
Два совета по спасению Ростова
Многоэтажки продолжают расти по всему городу. Общественные слушания часто проходят без оглядки на горожан: ростовчан просто ставят перед фактом, что в определенной точке появится именно этот дом и никакой другой. Дойницын считает неправильным такой подход.
— Для застройки значимых точек в городе — будь то набережная, центр или просто пересечение важных улиц — мест, где уже сложилась своя архитектура, этажность и стилистика — должны проводиться открытые конкурсы, — уточнил он.
По словам архитектора, это общемировая практика: застройщики создают фонд при городской администрации, когда приходит время разработки проектов, запускается открытый конкурс. Это даст возможность всем профессиональным архитекторам города предложить свои идеи.
— Это нужно для того, чтобы собрать коллегиальное мнение, посмотреть на ретроспективу, послушать людей. Представить, что в этом месте вообще могло бы быть. Городу нужен открытый диалог, чтобы никто не мог прийти и сказать: «Это точно будет здесь, потому что все экспертизы и согласования проект уже прошел. Картинка на билборде у стройки уже появилась», — объясняет Дойницын.
Застройщик вправе представить на конкурс и свой проект. Архитектор говорит, что самое главное — дать возможность высказаться авторам, рассказать о преимуществах предложенных проектов. Причем не для заказчика, а для города: как здание улучшит архитектурный облик, как повысит туристическую привлекательность, какую пользу принесет жителям.
— Проекты нужно обсуждать. Дело вовсе не в споре о вкусах. Это правило хорошего тона. Когда проектировщик создает частный дом — не вопрос. Но многоэтажки строят на виду у всего города, — говорит Дойницын. — Сейчас подобные слушания проходят в тишине. Если бы горожане имели возможность посмотреть на главного архитектора и инженера, было бы проще. Если сейчас начать называть фамилии тех, кто создавал обсуждаемые ЖК, скорее всего, они будут отказываться от своих проектов, говорить что-то в духе: «Это не я, меня заставили».
Дойницын добавил, что многие проектировщики «счастливы иметь свой кусок хлеба с маслом», создавая типовые проекты. Никто из них никогда не захочет подписать такие работы своими именами. Для них это скучная рутина — портить города.
— Если вы посмотрите на историю Ростова, то вы реже встретите фамилии заказчиков старой застройки, но архитекторов вы точно будете знать — это те люди, которые оставили след, — говорит Дойницын. — И спросите себя, какие здания останутся на открытках этого города?
Обязательное указание авторства, считает архитектор, сильно ограничит безобразие.
— Нам нужно знать автора не с позиции «сообщите фамилию мужика, в которого мы будем плевать», а с позиции «дайте ему возможность высказаться». Вдруг мы чего-то не поняли? — объясняет Дойницын. — Когда на проектах будет указан автор, а не название ООО, мы будем понимать, кому задавать вопросы. Не нужно скрываться за аббревиатурами, а положительную и отрицательную ответственность необходимо принимать.