Накануне, 31 июля, не стало нашего известного земляка, талантливого режиссера Александра Расторгуева. Он погиб в Центрально-Африканской Республике вместе со съемочной группой, в состав которой входили журналист Орхан Джемаль и оператор Кирилл Радченко. Воспоминаниями об Александре поделились его коллеги и друзья.
— Он не был лощеным, глянцевым. Саша — махровый, беспощадный к себе и окружающим, каким и должен быть трушный документалист, — пишет журналист Люся Штейн. — Глубокий эмоциональный интеллект и какая-то самобытная внутренняя сила, энергия, за которой было дико интересно наблюдать. Недавно взялась посмотреть его «Дикий пляж». Фильм великий, сперва невозможно оторваться, затем невозможно досмотреть. Попробуйте — поймете, о чем речь.
— Саша Расторгуев — это самый настоящий человек. По самому моему сердцу идущий, — пишет журналист Ксения Чудинова. — Я ни в ком не видела такой участливой деликатности и такой беззастенчивой грубости. Он всегда всё объясняет. Всегда отвечает на звонки. Никогда не ругает даже за искрометную тупость. Он всегда — даже когда я страшно тороплюсь и глотаю от жадности слова, предложения и целиком мысли, — слушает, слышит, смотрит. Как он смотрит вообще! Он же мир целый видит!
— Нас познакомили в 2011-м на фестивале русского кино Kinohafen в Гамбурге. Мало общались. То, что он делал в кино и, судя по всему, в жизни, было уникально, бесстрашно и бескомпромиссно, — делится продюсер Владислав Пастернак. — И то, что случилось, — это неправильно, не должны такие люди умирать. Любые слова тут будут неуместны и недостаточны. Надеюсь, его будут помнить очень долго. Соболезнования семье и друзьям.
— Мы знакомы были относительно недолго, где-то с 2011/12 года. Как друг и товарищ это идеальный человек, — вспоминает продюсер Саркис Орбелян. — Что касается творческой работы, то надо было постараться вникнуть в его мысли и фантазии. А мысли и фантазии у него были безумно интересные, не укладывающиеся ни в какое современное понимание документалистики. Естественно, воплощать всё это, имея ограниченные возможности, не было реально. Последние полгода мы часто общались, и я стал более четко понимать, насколько он недооценённый режиссер. Мы сделали несколько проектов: «Срок», Norilskfilm.com, Lenta.doc, буквально на днях собирались сдать проект Kolskyfilm.
— Мы познакомились с Расторгуевым в 2012 году, когда он готовил фильм «Срок» о протестах в России, — делится воспоминаниями политик Илья Яшин. — Он много работал со мной. Самый, наверное, напряженный день был, когда он «прикрепился» ко мне 6 мая на Болотной площади. Вокруг полицейские избивали людей, распыляли газ, но Саша совершенно невозмутимо фиксировал происходящее на видео, оказавшись в эпицентре столкновений. Позже следователи давили на него, чтобы он передал файлы и у силовиков появились дополнительные улики против активистов. Расторгуев ничего не отдал. Он был одним из самых талантливых документалистов страны, удивительно порядочным и скромным человеком. Мысль о его гибели не укладывается в голове.
— Вспомнилось. Когда Расторгуев с Костомаровым снимали «Срок», Александра забрали в кутузку во время митинга в Ростове, — написал журналист Денис Третьяков. — Вечером мне позвонила Галя Пилипенко и рассказала подробности. Мы с Серегой Венявским (который тогда возглавлял общественный совет при ростовском МВД) стали названивать разным ментовским начальникам и объяснять, что если они тотчас не отпустят нашего знаменитого и любимого Расторгуева, им потом всем крупно прилетит по шапке. Угрозы возымели действие, тогда еще полиция боялась общественного резонанса, и Венявский сумел, как всегда, всех красиво запугать. Расторгуева решили отпустить. И вот я сплю, и в полночь звонит мне на мобилу Саша, говорит: «Спасибо, что вступился, но я отсюда никуда уйду, пока менты не отпустят остальных». В итоге к утру отпустили всех. Земля тебе пухом, непримиримый и гениальный Александр Евгеньевич.
Александр Расторгуев родился в 1971 году в Ростове-на-Дону, окончил факультет филологии и журналистики РГУ. Его известные фильмы — «Я тебя люблю», «Я тебя не люблю», «Срок», сериал «Закон каменных джунглей». В ЦАР Расторгуев снимал документальный проект о работе частной военной компании «Вагнер». По данным СМИ, режиссер вместе с журналистом Орханом Джемалем и оператором Кириллом Радченко попали в засаду засаду в 23 километрах от города Сибю. Машину обстреляли, мужчины погибли. Следком РФ возбудил уголовное дело по статье «Убийство».
Елизавета Фролова