
А каким Ростов будет еще через 20 лет?
В декабре 2006-го в Ростове начали обсуждать, каким будет город в 2025 году. Дело в том, что подрядчик закончил трехлетнюю работу над новым генпланом города. И это позволяло примерно спрогнозировать, чего ждать горожанам через почти двадцать лет. Подробный разбор на эту тему тогда сделала газета «Мой Ростов».
161.RU выбрал самые любопытные прогнозы и сравнил их с тем, что получилось в итоге.
Без светофоров и пешеходов
Уже тогда ситуацию с транспортом в городе называли критической:
— Чтобы Ростов не погряз в пробках, придется радикально менять систему автомобильных дорог: простым их расширением или реконструкцией явно не обойтись.
К 2025 году обещали решить проблему пробок — с помощью системы магистралей скоростного непрерывного движения. Она должна была соединять федеральные и региональные трассы. Предполагалось, что там не будет пешеходов и, соответственно, переходов для них, а также светофоров. За счет этого вырастет разрешенная скорость и снизится аварийность. Утверждали, что и негативное воздействие автобанов на экологию будет невысоким.
— Проектируемые магистрали пока что существуют только в виде планов и расчетов. Но именно они в ближайшие 20 лет до неузнаваемости изменят Ростов.
Какие магистрали планировали:
Темерницкий диаметр — шестиполосный автобан вдоль моста в створе Сиверса с южным и северным участками. Северный участок должен был пройти по Оганова. Частью автобана должен был стать новый мост через Дон. Трассу планировали соединить с Нансена, а также дорогами на Таганрог и Новошахтинск. Проект не реализовали — построили только мост. Но последние несколько лет о диаметре вспоминают и даже вроде как намерены наконец построить.
Левобережная магистраль вдоль поймы Дона. В итоге обстановка вокруг улицы изменилась, саму проезжую часть тоже отремонтировали, но оставили двухполосной. Лишь местами дорога расширяется до четырех полос.
Магистраль по Орбитальной. В 2025 году ее нет. Пока реконструкция улицы и строительство четырехполосной дороги лишь предстоит.
Магистраль через Зеленый остров. Проект назвали Кизитеринским диаметром. Эта дорога тоже не появилась.
Северный обход Ростова. Его в итоге построили. Начали в 2007 году, но полностью достроили лишь в начале двадцатых.
Магистраль от Северного обхода к новому аэропорту. Так появилась трасса от Ростовского транспортного кольца к Платову.
Западный обход Ростова: от Батайска «в обход Кумженского района через Нижнедонской мост». Кумженский район в городе пока не появился, Нижнедонской мост, суда по всему, тоже. А вот Западный обход преобразовался, видимо, в Западную хорду, которую прямо сейчас достраивают. Пройдет она от Батайска через Кумженскую рощу и дальше — по Левенцовскому микрорайону.
В первую очередь планировали построить Темерницкий диаметр, Орбитальную и Левобережную магистрали. Но всё перечисленное так и осталось планами.

На схеме изобразили, как автобаны будущего должны пройти через Ростов
Про трамваи и троллейбусы
Качество передвижения общественным транспортом должно было возрасти настолько, что поездка через весь Ростов занимала бы не больше 35–40 минут. В 2025 году жители Суворовского и Левенцовского (в 2006-м — Ливенцовского) микрорайонов едут до центра и обратно (даже не через весь город) в несколько раз дольше.
Троллейбус
Приоритет проектировщики отдавали электротранспорту: трамваям и троллейбусам.
— В идеале троллейбусы должны стать основным видом общественного транспорта в деловом центре Ростова.
Протянуть троллейбусную сеть планировали и в «строящуюся Ливенцовку, в проектируемый Кумженский район, по Вавилова на еще несуществующий Северный Военвед (вероятно, так тогда называли будущий Суворовский. — Прим. ред.)». Предполагали, что троллейбусные маршруты не будут пролегать по магистралям непрерывного движения — «чтобы не загружать основные дороги». Сеть троллейбусов должна была увеличиться в два раза.
При этом в 2024 году дептранс заявил, что хочет убрать контактную сеть троллейбуса на Стачки. Это объяснили тем, что по проспекту и так ходят автобусы с электробусами, а вскоре запустят и трамваи. При этом власти заявили, что отказываться от этого вида транспорта не планируют, а даже хотят развивать. На это должны выделить 6,5 миллиарда рублей. Подробнее о том, что сделают с ростовским троллейбусом, мы рассказывали здесь.
Трамвай
Трамвайную сеть захотели расширить. Это после того, как в начале нулевых несколько линий в Ростове демонтировали. Система должна была состоять из Центрального кольца и отходящих от него линий. Кольцо планировали из путей по Горького, Буденновскому, Станиславского и Театральному проспекту. Причем на Горького и Станиславского их должны были реконструировать. Дальше по городу пути расходились бы по восьми направлениям:
Западному;
Левенцовскому.
продолжение Западной линии в Кумженский район;
Северному;
Нахичеванскому;
Александровскому;
на Новый Сельмаш (так назвали новый район, который планировали построить);
Первомайскому.
На конечных остановках должны были появиться перехватывающие парковки.
Пути на Горького и Станиславского в итоге реконструировали. Но в целом масштабный проект пока так и не реализовали. Сейчас он носит название «Ростовский трамвай». Это должен быть скоростной электротранспорт за миллиарды рублей вместо метро, от которого в итоге отказались.
Другие пути
К слову, от строительства метро разработчики генплана отказались уже тогда — в 2006-м. Хотя через три года к идее вернулись и еще долго обещали ее воплотить. Правда сроки постоянно сдвигались. Тем не менее успели запустить городское управление метро, создали для подземки сайт и подсчитали, сколько потребуется на строительство. В 2009 году это были немалые 116 миллионов рублей. Повторно от метрополитена отказались уже в 2021 году.
В качестве альтернативы метро в 2006 году предлагали канатную дорогу:
— Не загрязняет атмосферу и не занимает места на столь дорогой земле.
Тогда планировали шестикилометровую линию с семью станциями. Она должна была протянуться от пересечения Театрального проспекта с Пушкинской по Театральному спуску на Зеленый остров и далее на Левый берег. К 2025 году канатка в Ростове так и не построена. В середине десятых даже начали оформлять документы на участок и проектировать, но всё застопорилось. От идеи не отказались. К концу 2023 года ее реализацию оценивали в 3–5 миллиарда рублей. Но вот когда у города появится канатная дорога, по-прежнему неясно.

Схема расположения канатной дороги
А еще прогнозировали, что ростовскому аэропорту придется обслуживать 3 миллиона пассажиров в год вместо 500 тысяч. Интересно, что в итоге с начала 2022-го ростовский аэропорт обслужил ноль гражданских пассажиров.
Коттеджи, усадьбы и высотки
Население Ростовской агломерации к 2025 году должно было составить 1,1 миллиона человек — так и произошло. Из них 460 тысяч ростовчан должны были жить в городах-спутниках и пригороде.
— Ростов станет оплотом огромной агломерации. И многие жители, как во всех европейских и американских городах, переедут жить за черту города в экологически чистые районы.
Планировали создавать коттеджные, усадебные районы с развитой инфраструктурой. Садоводства на территории Ростова хотели переводить в зоны малоэтажного жилого строительства. При этом на смену малоэтажным домам в центре Ростова должны были прийти высотки. Строительство высоток в 2006 году набирало обороты за счет выдачи ипотечных кредитов. Тогда же заговорили об «уплотнительной застройке».
— Многоэтажные дома строятся за счет уплотнения существующих жилмассивов. Уплотнительная застройка — это новое строительство, которое приводит к превышению запроектированной в генплане плотности.
Исторический облик тоже хотели сохранить:
— По замыслу проектировщиков, исторический центр не должен превратиться в «Сити», важно сохранить его жилую функцию.
Для жителей Ростова образца 2025 года стала проблемой массовая высотная застройка. В том числе в центре города. Особенно на месте старинных зданий в исторических районах или в зеленых зонах. Новость о каждой новой высотке в центре города или на месте рощи ростовчане сегодня воспринимают болезненно. Дошло до того, что пришлось на время запретить выдачу разрешений на строительство, чтобы проверить уже выданные.
В районе Кумженской рощи на сельхозземлях в 2006 году планировали новые микрорайоны. К 2025 году их так и не построили. Хотя уже несколько лет активно идут разговоры о создании жилых комплексов рядом с рощей. В северо-западной части города земли Минобороны планировали отдать под многоэтажный жилой район, а в северной части — под малоэтажную застройку. Судя по всему, из этого решения впоследствии и вырос Суворовский микрорайон.
Не жилье
19 лет назад большинство производств находилось у набережной Дона. Их задумывали перенести за город, чтобы освободить выход к реке. Перенос предполагался за счет инвесторов. Планировали, что самим владельцам это будет выгодно — снизятся налоги и арендная плата. Оставшиеся в центре Ростова предприятия должны были перепрофилировать на «экологически чистые и высокотехнологичные производства». Военные склады тоже хотели вынести из центра за пределы Ростова.
Если по пунктам, то план был такой:
ликвидировать промышленные районы на Сиверса, Мечникова, у фабрики игрушек, рыбного завода вдоль правого берега Дона. Сегодня эти участки либо уже застроены, либо застраиваются. Так появились, например, жилые комплексы «Красный Аксай» и «Екатерининский»;
сократить промгруппу Ростовского машиностроительного завода. В 2025 году на освободившихся участках строят ЖК «Донской Арбат»;
ликвидировать промгруппы на Нансена, а на их месте построить деловой центр;
сократить производства в промрайоне Сельмаш вдоль Медногорской, освободив место под торговые и деловые центры;
освободить восточную часть промзоны на Каменке под жилой район. Сегодня здесь расположен ЖК «Сокол на Оганова».
На Левый берег должны были переехать мукомольные, судостроительные предприятия и табачное производство. А еще здесь хотели построить новый порт и логистический комплекс на 140 гектаров. Сегодня на Левом берегу работает морской порт, но речной туда пока всё никак не могут перенести.
В 2006 году рассматривали вероятность закрытия Северного кладбища. Вместо него предполагали открыть два новых: в другой части Северного жилого массива и в западной производственной зоне. В 2025-м самое большое кладбище Европейской части России по-прежнему работает — здесь продолжают хоронить людей. А недалеко от Ростова — в Мясниковском районе — открыли новое Ростовское кладбище.
«Мегамаг» тогда только начинали строить, а «Астор Плаза» уже достраивали. На Малиновского обещали открыть «крупнейший в Ростове торгово-развлекательный комплекс». Внутри планировали магазины одежды, спорттоваров, техники, фуд-корт, кинотеатр со множеством залов, детский развлекательный центр и боулинг. А рядом — гипермаркет «О`кей» и крупный центр стройматериалов. Всё построили. Комплекс назвали «Золотой Вавилон», а центр стройматериалов — Castorama. Правда последние несколько лет он не работает. Его место занял строительный гипермаркет «Максидом».
Левый берег должен был остаться зоной отдыха. Между Ворошиловским и железной дорогой планировали ипподром (его еще не построили, но собираются). А еще хотели городской спортивный парк и спортивный центр подготовки олимпийского резерва у озера Глубокого, а также гольф-клуб. Кроме того, уже в 2007 году собирались оборудовать роллер-парк для велосипедистов.

Объекты на Левом берегу: 1 — ипподром; 2 —спортивные сооружения; 3 — санатории; 4 — гольф-клуб; 5 — бассейны и база олимпийского резерва; 6 — детский парк; 7 — аквапарк
Сегодня на Левом берегу сформировался спортивный кластер из «Ростов Арены» и спорткомплекса вокруг Гребного канала. Гольф-клуб так и не открыли. Детский парк на Зеленом острове тоже так и не появился. А аквапарк проработал всего лет пять — примерно с 2009-го по 2014-й.
А еще:
в Александровке собирались строить новый ж/д вокзал;
Зеленый остров хотели превратить в «Аква-сити»;
деловой центр Ростова планировали перенести на участок между Нансена и Ленина.
Кажется, ничего из этих трех пунктов так и не было реализовано.