Первый канал показал выпуск ток-шоу «Мужское / Женское», посвященный проблемам аварийного жилья в Ростове. Жильцы рухнувшей пятиэтажки на улице Нариманова и других проблемных домов раскритиковали администрацию, охрана сити-менеджера напала на журналиста, а телеведущий Александр Гордон вновь призвал к отставке градоначальника Алексея Логвиненко.
Выпуск записали почти две недели назад. После этого Алексей Логвиненко, долго не находивший времени встретиться с жильцами рухнувшего дома на Нариманова, всё-таки ответил на их вопросы. Почему признанный аварийным еще четыре года назад дом пришлось эвакуировать в последний момент, он так и не сказал. Следственный комитет расследует дело о халатности.
Дважды упавшая стена
Об обрушении дома на Нариманова и первых минутах после него рассказала 82-летняя ростовчанка Нина Науменкова. Женщина эвакуировалась в халате и тапочках.
— Мой сын пришел домой, сел на диван и диван поехал в сторону соседки. Он слышит такой треск громкий и грохот! Начала сыпаться штукатурка. Хорошо, что мы не спали. Это было в восемь вечера, — рассказала Науменкова. — Мой сын взял ипотеку там в 2016 году. Я живу там с 74-го года. Еще в 2005 году у соседки полностью вывались стена в комнате. Она ее починила, потом пришла компания, подставили стойку, подпорку, проложили швелер и оббили рабицей, а после заштукатурили. Потом [дом] трещал, были щели. Перед обрушением за три дня прорвало в подвале отопление и три дня парило. Мы везде обращались. Слесари устранили течь, и после этого он рухнул.
Многодетная мать Елена Варченко рассказала, что в упавшем подъезде у нее было две комнаты. Ей предложили выкупить жилье по цене 89,3 тысячи рублей за квадратный метр.
— В нашем районе квадрат стоит 116–125 тысяч рублей. Нам эту стоимость в ускоренном виде [власти] предложили буквально за месяц до обрушения, — сказала Варченко.
В зале прокомментировали, что даже в Новочеркасске и Азове квартиры дороже.
— Я анализировала цены именно Ворошиловского района в сфере недвижимости — они гораздо выше, а также предложенную выкупную цену. Земля в этом районе идет от миллиона рублей за сотку. То, что ее не учли, это вопиющая ситуация, — высказалась эксперт по недвижимости Ольга Чижова, и предложила помощь людям.
Больше всего студию Первого канала поразила Светлана Субботина, которая рассказала, что в ее комнате с 2015 года дважды обрушивалась стена. Эксперты не поверили и переспросили: «Падала именно стена или штукатурка?». Субботина повторила, что падала стена, добавив, теперь ей дали квартиру в Суворовском.
— Дом признали аварийным в 2020 году в августе и администрация вынесла постановление об аварийности. В нем написано, что людей должны были выселить в течение полугода. Людям не предлагали даже маневренное жилье, — резюмировал ведущий ток-шоу Александр Гордон.
«У вас в столице сидит вот этот…»
Депутат городской думы Наталья Оськина, приехавшая в Москву вместе с жильцами, заявила, что еще в 2022 году к ней обратилась жительница дома на Нариманова, пожаловавшаяся на неторопливость властей.
— У людей начал дом разрушаться вечером, а утром он рухнул. Ничего людям не предоставили. В течение недели всё делали волонтеры и простые неравнодушные жители. Администрация города [на тот момент с разъяснениями и помощью] к людям так и не пришла, — заявила Оськина в эфире программы.
— Кто персонально отвечает за этот беспредел? Назовите фамилии, — спросил Гордон.
— Сити-менеджер Алексей Валентинович Логвиненко, а также департамент ЖКХ, — ответила ему Оськина.
Тогда Гордон, подбирая слова, обратился к губернатору Василию Голубеву.
— Алексей Валентинович Логвиненко… Сити-менеджер он называется, да? Эффективный сити-менеджер. Я просто хочу обратиться сейчас к губернатору Ростовской области. У вас в столице вашей области сидит вот этот… эффективный менеджер, который даже к людям не вышел после того, как дом рухнул. Нет, действия вот этому… Алексею Валентиновичу будет давать прокуратура. Генеральная, надеюсь.
Оськина добавила, что, когда к жителям приехали журналисты Первого канала, то люди начали получать по сути своей угрозы.
— Жителям сказали, что, если вы обратитесь на передачу, если поедете с депутатом на Первый канал, то будете очень долго ждать свое законное жилье и прочее и жалеть.
— Кто это сказал? — поинтересовался Гордон.
— Пресс-служба, — ответила депутат.
Эксперты по недвижимости и юристы стали интересоваться ситуацией аварийных домов в Ростове в целом. Депутат рассказала, что в Ростове около 200 аварийных домов, которые не планируется расселять в ближайшее время.
— На этот год в программу по расселению входит 36 аварийных домов. Часть из них грозят обрушением, которые признаны аварийными в 2020 году. Прямо сейчас могут рухнуть дома по Нансена, 110 и Башкирская, 4/4. Эти дома в катастрофических условиях находятся, — пояснила Оськина.
Нансена, 110: потолка нет, полы гнилые
Жительница дома № 110 на Нансена Евгения Нагайцева заявила, что Логвиненко «выбрасывает ее на улицу», несмотря на то, что она живет в аварийном доме и является инвалидом третьей группы. Нагайцева получила муниципальное жилье 42 года назад.
— Наш Логвиненко написал, чтобы я не обращалась никуда, чтобы меня выселили на улицу, и всё, — утверждает женщина в эфире Первого канала. — С 2020 года меня пытаются выселить, потому что я написала жалобу президенту. Я стояла на очереди вне очереди. Меня убрали оттуда, подали в суд.
Дом признавали аварийным в 2003 году, потом этот статус сняли и вернули только в 2017 году. За два года до этого жильцы сами сделали экспертизу: степень физического износа составила 75,8%. Нагайцеву поставили в общую очередь. Она показала приехавшим в Ростов журналистам развалины, в которых приходится жить в ожидании расселения.
— Трубы гнилые, полы гнилые, подпорка держит часть второго этажа. Потолка нет, всё прогнило. Весь дом в трещинах, и может сложиться как карточный дом в любой момент. Второй этаж с дырами. Я, может, помру, у меня сердце не выдержит. Мне 73 года, а я болтаюсь, как в проруби. Мы тоже люди и тоже пожить хотим спокойно, — рассказала Евгения в сюжете.
Башкирская, 4/4
Жительница этого дома показала журналистам опечатанный балкон.
— Если присмотреться, стена кренится в сторону улицы. Если подняться на чердак, то можно увидеть коридор третьего этажа. Отслаивается стена, дом распадается на две части. На фасаде в центре здания трещины, балка постоянно отклоняется, на которой держится балконная плита. Мы стоим сейчас на золотой земле. Кадастровая стоимость только нашего земельного участка — 24 миллиона рублей. Я думаю, рыночная цена гораздо больше.
Женщина пояснила, что в 90-е некий «начальник управления Борис Петрович» приватизировал дом. Тем, кто не был прописан, предложил уйти. Остальных решили выселить через суды.
— Мы прописанные жили, он собрался выгнать с какой-то копеечкой. Мы работали на предприятии. Я была женщина с ребенком, и он решил, что меня проще выгнать. Я проиграла все суды. Если бы не [юрист и помощник депутата] Ирина Якымив, которая помогла выиграть, приватизировать это жилье и восстановить мои права, то я была бы на улице. В 2020 признали аварийным и оценили по минималке, — рассказала жительница дома Ирина.
Гордон снова возмутился, что ростовские власти не считаются с мнением горожан.
— Выселять не собираются, хотя обязаны по решению за пять месяцев. Администрация выпустила документ, в котором сами посчитали и назвали среднюю рыночную стоимость, — возмутился ведущий.
«На всю страну обсуждаем. Не стыдно?»
В эфире показали сюжет, как ростовские чиновники встретили журналистов Первого канала. Сити-менеджер к съемочной группе так и не вышел, а его заместитель Александр Новицкий ответил не на все вопросы.
— Опять они делают хорошую мину при плохой игре, — прокомментировал Гордон.
Но выяснилось, что гостеприимство Алексея Логвиненко не ограничилось простым отказом от общения. Охрана силой вытолкала съемочную группу Первого канала из здания администрации.
— Вы сейчас нарушаете мои права как журналиста.
— Вы провоцируете и заходите самовольно на нашу территорию, — сказал охранник корреспонденту федерального канала.
— Чью территорию? Общественную территорию?
— К вам будут применены спецсредства.
— Камеру не трогайте.
— Никуда мы не идем.
— Мы покажем на записи, как вы перелазили. Сфоткай меня, Москва.
— Не толкайте меня.
— Человек физикой не занимался. Ты же не толкайся. Ты упор куда делаешь? Проходи на диванчик, мальчик, посидит. Ты плохо себя ведешь. Суставы побереги свои.
Адвокат Михаил Цацин после показа ролика возмутился поведением охраны.
— У нас каждый такой царек предполагает, что это его царство, его дом, а ты пришел к нему домой на ужин, — заявил в студии Цацин.
Гордон спросил: «Кто-то же крышует этого царька»?
— Кто-то крышует и когда-то это закончится. Тут халатность налицо, — заявил в эфире Александр Гордон. — То есть, государственные органы, имея им же принятое постановление, это постановление не исполнили. <...> Это сигнал для местного руководства, сигнал, и с этим пора что-то делать, потому что, к счастью, сейчас не было жертв, но это может повториться.
Полная запись программы здесь.