Семь лет назад 14-летняя ростовчанка Валерия погибла в самом центре города, утонув в ливневых потоках на Буденновском проспекте. Вскоре пост градоначальника оставил Сергей Горбань, оправдывавшийся после трагедии, что не в силах был привести в порядок водостоки после 24 лет бездействия его предшественников. Но по закону за гибель школьницы никто не ответил. И не ответит.
Сабина Бондарь рассказывает, как годами затягивали расследование и как закрывают уголовное дело о гибели девочки.
После публикации этого материала — 18 августа — Ленинский районный суд прекратил уголовное преследование чиновника, обвиненного в халатности после гибели девочки. Дело закрыли из-за истечения срока давности. После этого Следственный комитет РФ выпустил пресс-релиз, в котором возложил ответственность за промедление на заместителя генерального прокурора, который дважды не подписывал обвинительное заключение. Председатель ведомства Александр Бастрыкин при этом потребовал предоставить ему доклад о расследовании аналогичной трагедии, случившейся в Ростове весной 2023 года.
30 июня 2016 года
В тот день сильнейший ливень обрушился на Ростов около восьми вечера. О грозах и ливнях в сочетании с градом и шквалистым ветром синоптики предупредили за три дня, но никаких особенных мер безопасности не приняли.
Ливень за минуты превратил основные магистрали города-миллионника в бурные реки. Мощные потоки снесли несколько автомобилей на Буденновском проспекте, сделав грудами металлолома. Возвращавшиеся с работы домой ростовчане переходили улицы по пояс в воде.
Местами уровень воды поднимался на метр и выше, было прервано авиационное и железнодорожное сообщение. Потоки воды вырывали каменные урны, деревья, снесли торговые палатки, сбивали с ног прохожих. В переулке Доломановском, не выдержав непогоды, обрушилась стена аварийного дома. На улице Малиновского развернутая потоком фура придавила такси: шоферу и его пассажирке пришлось разбивать стекла тонущей машины. В переулке Халтуринском автомобиль с беременной женщиной унесло потоком. Сильнее всего страдал центр города.
По официальным данным, 30 июня 2016 года пострадали девять жителей, четверо были госпитализированы. Погибла одна ростовчанка — 14-летняя Валерия. Одной из главных причин затопления улиц назвали засоренные ливневки. Городские чиновники пообещали решить проблему, но сразу предупредили, что это дело небыстрое.
Последний день своей жизни Лера провела с друзьями во дворе у пересечения улицы Горького и Буденновского проспекта. Вечером родители позвали девочку домой, не разрешив переждать непогоду у подруги. Нужно было просто перейти проспект.
Ростовчанка Марина — мать одного из друзей погибшей школьницы. Ее сын провел тот день вместе с Валерией, а вечером пытался вытянуть девочку из бурного потока вместе с прохожими. Сейчас Денису (имя изменено) чуть больше 20 лет.
— В тот день они гуляли здесь у нашей бабушки во дворе. Она пришла к подружке, которая жила в шестом подъезде, — вспоминает Марина. — Начался ливень, дети спрятались, стали дождь пережидать. Денис с другом домой зашли, и Лера собиралась к подружке домой пойти, но родители настояли, чтобы она шла домой.
Даже спустя семь лет женщина с содроганием вспоминает события того вечера. Валерия торопилась домой. Пройти нужно было всего ничего — по улице Пушкинской до переулка Халтуринского. Но бурлящий поток на Буденновском проспекте сбил хрупкую восьмиклассницу с ног и затянул под поворачивавший автомобиль.
— Денис с друзьями потом ходил, конечно, на похороны. Для детей это всё было тяжело очень. Трагедию все пережили с трудом, — рассказала Марина. — У многих был стресс. По-моему, кто-то из них обращался даже к психологу за помощью.
Друзья вместе с прохожими пытались спасти Леру, но когда вытащили из-под машины, то девочка уже не дышала. Ростов, как всегда, оказался не готов к дождю, а ливневки были засорены мусором. Марина вспоминает, что не так давно первый замглавы администрации Юрий Овчинников заявлял на пресс-конференции после гибели другой ростовчанки Лидии Радченко, что не помнит таких сильных осадков, как весной 2023 года.
— Его заявления просто вводят в шок. Он что, из Новочеркасска какого-то? Не знает, как тут всё бывает? У меня возле дома на Буденновском напротив цирка в совковые времена мостики стояли, чтобы Буденновский переходить в ливень, а молодежь и детвора часто обувь летом снимали и чуть ли не вплавь переходили. Потоки воды с Комсомольской площади неслись вниз с огромной скоростью, асфальт был виден только в районе трамвайных путей, — вспоминает Марина. — Что изменилось за мои почти 46 лет? Ничего.
«Это катаклизм, которого мы не могли избежать»
После гибели школьницы Следственный комитет возбудил уголовное дело против сотрудников администрации Ростова. Неназванных чиновников заподозрили в халатности, которая привела к трагедии.
— В настоящее время по уголовному делу проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего, — сообщало ведомство в одном из сухих пресс-релизов.
Тогдашний глава городской администрации Сергей Горбань, комментируя данные о погибшей и девяти пострадавших в результате ливня, не увидел в случившемся «ничего критичного».
— Мы понимаем и знаем, что надо делать. Мы специально не стали заделывать коллекторные ямы ночью, для того чтобы мы могли оценить то, насколько разрушен сам коллектор. Ливневка в центральной части «отработала удовлетворительно», но из-за большого потока, идущего по городу, оказалась забита камнями и песком, — говорил Горбань. — Сейчас идет эта работа, если коллектор в нормальном состоянии, то ямы мы заделаем в течение трех-четырех часов.
Семье выплатили 500 тысяч рублей в качестве компенсации.
После трагедии в администрации признали, что лишь 15% ливневой канализации Ростова находилось в рабочем состоянии. Построенная преимущественно в советское время система пришла в негодность или просто не была рассчитана на потоки, возникающие благодаря новой застройке и асфальтированию. Большая часть коллекторов и колодцев в 2016 году даже не стояла на балансе администрации.
— Если в городе 24 года ничего не делалось для создания ливневки, то за год я не смогу изменить ситуацию, — оправдывался Горбань на пресс-конференции после трагедии. — Я считаю, что это природный катаклизм, которого мы не могли избежать. Наверное, если вы едете в яму с водой, надо задуматься, что могут быть последствия.
Непотопляемый губернатор Василий Голубев тоже выступил, потребовав широко оповещать ростовчан о возможном ухудшении погоды. Ведь если ростовчан не будет на улицах в непогоду, то никто не сможет утонуть.
Горбань покинул должность главы администрации в октябре 2016-го, получив неприметную должность в Москве. Кстати, в день гибели школьницы градоначальника якобы не было в Ростове. Сергей Горбань, извиняясь, рассказал о командировке. История во многом повторилась в 2023 году, когда в ливневой канализации утонула 82-летняя учительница Лидия Радченко: глава администрации Алексей Логвиненко внезапно оказался в отпуске, начавшемся за несколько часов до трагедии. Вот только в отличие от Горбаня действующий градоначальник не вернулся, узнав о трагедии.
Кто оказался крайним?
Вместо Горбаня ответственным за гибель девочки назначили Сергея Кузнецова — первого замглавы администрации, оставшегося в тот день «на хозяйстве». Чиновника заподозрили в халатности и служебном подлоге.
По версии Следственного комитета, Кузнецов знал, что 30 июня 2016 года город накроет сильный ливень, но как временный руководитель администрации не сделал ничего, чтобы избежать негативных последствий. Следователи утверждали, что Кузнецов также подделал протокол комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, чтобы попытаться уйти от ответственности.
На фоне расследования Кузнецов уволился из администрации и возглавил Общественную палату Ростова, где проработал до февраля 2022-го. Совпадение или нет, но в марте того же года Главное следственное управление СК завершило расследование и передало дело в суд.
После трагедии отец погибшей обвинял в случившемся чиновников администрации и персонально Кузнецова. «Он и все, кто виновны в смерти моей дочери, должны за это ответить. Каким-либо образом примиряться я не желаю, поскольку погибла моя дочь. Он должен ответить», — процитированы его слова в одном из первых протоколов.
Но спустя несколько лет отец поменял мнение, написав после ознакомления с материалами дела: «Человек, который занимал должность полтора года, ничего не мог сделать. Когда я написал, что не имею претензий, следователь решил, что мне заплатили. Но я сказал, что самое главное в жизни — человеческое отношение. Кузнецов единственный из всей администрации, кто пришел на похороны и извинился».
Расследование уголовного дело затянулось на 5 лет и 10 месяцев. Несколько раз обвинительное заключение не утверждалось прокуратурой и только 30 марта 2022-го было передано в Ленинский районный суд Ростова. Прошло 69 заседаний, и юбилейное 70-е назначили на середину этого августа. По совокупности бывшему первому замглавы Кузнецову грозило до семи лет колонии. Но, к счастью для него и к несчастью для правосудия, сроки давности по вменяемым ему преступлениям истекли.
На официальный запрос корреспондента 161.RU в главном следственном управлении так и не ответили, как так вышло, что никто не понес наказания за смерть девочки. Ведомство лишь сообщило об успешном завершении расследования.
— Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело направлено для передачи в суд, — сказано в ответе.
Представитель прокуратуры на последнем, апрельском заседании по уголовному делу заявил, что срок давность по статье о служебном подлоге истек. Тогда осталось лишь обвинение в халатности, но и по нему срок давности истек в июне. По словам источника 161.RU в силовых структурах, знакомого с ходом расследования, Кузнецов мог бы ходатайствовать о прекращении уголовного преследования, но экс-чиновник считает себя невиновным и намерен добиться оправдания судом. Риски минимальны.
— В любом случае даже если приговор будет обвинительным, то наказания он уже не понесет, — объясняет наш собеседник. — Всё намеренно затягивалось [при расследовании].
«Желание Кузнецова продолжить заседания продиктовано исключительно тем, чтобы он смог реабилитироваться»
Ростовский юрист Ирина Якымив, отстаивавшая права жителей дома в Кривошлыковском и знакомая с делом Кузнецова, придерживается того же мнения. Правозащитница уверена, что такая практика создает ощущение безнаказанности для тех, кто должен отвечать за подобные трагедии.
— Согласно части второй статьи 293 УК РФ, халатность, повлекшая смерть одного человека, является преступлением средней тяжести, — говорит Якымив. — Как следствие, согласно статьи 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности за совершение этого преступления, если со дня его совершения истекло шесть лет. То есть благодаря черепашьим темпам расследования Следственным комитетом даже в случае вынесения обвинительного приговора Кузнецов будет освобожден от ответственности за совершенное преступление прямо в зале суда.
Старые грабли
Гибель школьницы Леры заставила ростовских чиновников дать много обещаний о реконструкции и стоительстве ливневок. С каждым годом растут оценки по километражу новой канализации и расходам на проведение работ. Последняя названная администрацией сумма — 146 миллиардов рублей. Озвученный срок — до 2036 года.
Первым после трагедии решили отремонтировать участок ливневой канализации на Буденновском проспекте, где погибла девочка. Уже в ноябре 2016 года разыграли тендер на предпроектные работы и заплатили 3,5 миллиона рублей. Проектировать ливневку начали только в 2018 году и… не закончили до сих пор.
Как следует из материалов суда между администрацией и проектировщиком «Гортехмаш», компания подготовила проектную документацию, которая не прошла государственную экспертизу. Одной из причин провала назначенный судом эксперт назвал действия ростовских чиновников, которые, заказав документацию, не подготовили необходимые для ее утверждения условия. В итоге вплоть до 2023 года администрация и подрядчик спорили о судьбе нескольких миллионов рублей — вернуть всё в казну или оставить часть работ оплаченной. Суд встал на сторону чиновников.
Финансирование работ по текущему ремонту и содержанию ливневой канализации Ростова существенно выросло лишь в 2021 году. За пять лет после гибели школьницы Леры администрации под руководством сити-менеджеров Горбаня, Кушнарева и Логвиненко выделили на работы всего 7 миллионов рублей, что в примерно в восемь раз меньше, чем за три года перед трагедией. Контрактов до 2013 года просто нет на портале госзакупок.
В 2021-м и 2022-м внушительную сумму на содержание ливневок получила «Аварийно-диспетчерская служба № 1» — 155 миллионов рублей, что больше расходов за всё предыдущее десятилетие. Директор фирмы Эдуард Калита в минувшем августе даже дал интервью, в котором заявил, что потопы на ростовских улицах возникают из-за нечищеных водостоков, «которых было до 90%». Из слов представителя подрядчика следовало, что теперь-то проблем быть не должно. 2023 год показал, что проблемы ливневой канализации Ростова и близко не решены. Городские улицы всё так же превращаются в бурные реки и так же убивают.
28 апреля в ливневом коллекторе у пересечения улицы Тульской и Авиамоторного переулка утонула 82-летняя учительница Лидия Радченко. По словам очевидцев, Радченко потеряла равновесие, пытаясь преодолеть бурный поток воды, и оказалась в неогороженной ливневке. Местные жители утверждают, что годами жаловались на плачевное состояние коллектора.
Как и семь лет назад, Следственный комитет возбудил уголовное дело о халатности в отношении должностных лиц — до сих пор так и не названных. Выяснилось, что на балансе города находятся всего 20% ливневок против 15% летом 2016 года.
При этом именно тот коллектор, в котором погибла Лидия Радченко, должен был оказаться на балансе администрации как раз после трагедии со школьницей. Департамент транспорта сообщал в 2017 году, в муниципальную собственность включены системы водоотвода по улицам Каменнобродской, Тоннельной, 7-го Февраля, Тульской, Ленточной, Алагирской, Златоустовской и Донецкому переулку и завершается приемка ливневой канализации по Таганрогской до улицы 56-й Армии.
Но даже находящуюся на балансе города ливневку никто так и не привел в нормальное состояние: после гибели Лидии Радченко ее соседи вспоминали, что весной 2023 года рабочие выгребли мусор в одном из водостоков, но не стали заморачиваться насчет главного коллектора. Поэтому во время ливня 28 апреля вода лилась через край, а на соседней Ташкентской затопило даже подъезды домов.
Трагедия 14-летней школьницы Валерии не изменила подход чиновников, повторившись с 82-летней учительницей Лидией Радченко.
Р. S.
15 августа, после яркого выступления на предыдущем заседании суда, где Кузнецов требовал продолжения расследования и «очищения своего доброго имени», подсудимый согласился с прекращением дела в связи с истечением срока давности. Гособвинитель не возражал.
Гибель школьницы останется безнаказанной. Стоит ли ждать иного от расследования и суда над пока неизвестными чиновниками, по чьей халатности погибла учительница?