В сентябре 2020-го открылся переход через Большую Садовую, соединивший Соборный переулок с Парком Горького. Идея его создания вызвала бурные споры среди горожан. Год спустя 161.RU спросил экспертов в области городского развития, оправдало ли себя решение и как дальше развивать пешеходные пространства в Ростове-на-Дону.
Нужно ли Ростову расширять пешеходные пространства?
Советник РААСН, профессор кафедры архитектуры ЮФУ Сергей Алексеев уверен, что Ростову нужно развивать пешеходные пространства. В качестве примера приводит Пушкинский бульвар — пешеходную зону, пронизывающую весь центр.
— Следом за переулками Соборным и Семашко пешеходными должны стать Газетный, Чехова, Кировский. Уже есть проект пешеходной зоны на Театральном, и, по словам господина Логвиненко, в ближайшее время начнется ее строительство. В перспективе [нужно] продление набережной, — отметил профессор.
По мнению администратора паблика «Урбанистика — Ростов-на-Дону» Артемия Зайцева, мы живем в городе для машин, где пешеходы, велосипедисты и пользователи самокатов не рассматриваются в качестве полноправных участников дорожного движения. Где дороги увеличиваются за счет газонов и тротуаров.
— Последний пример — проект расширения улицы Вавилова до восьми полос. На строительство требуется 6 миллиардов рублей, но там останутся лишь 3 метра тротуара без велодорожек.
«Проблема в том, что высокое начальство не передвигается пешком, а организаторы дорожного движения подчиняются строителям дорог»
По мнению Зайцева, лишь только когда строители дорог перестанут организовывать движение, появятся вменяемые проекты, учитывающие интересы не только водителей личных автомобилей.
Директор «Южного градостроительного центра», кандидат архитектуры Сергей Трухачев подтверждает, что пешеходы, а не автомобилисты должны стать настоящими хозяевами города. Он отметил, что любой автомобилист постоянно становится пешеходом, но редкий пешеход превращается в автомобилиста.
— Пешеходных и полупешеходных улиц в центре не так уж и много: Пушкинская, Соборный. Там людей обычно много: приезжих, местных, — говорит экскурсовод и краевед Геннадий Крольман. — Хорошо было бы перераспределять на другие улицы. Будённовский, Садовая, река Дон — там можно спокойно расширять тротуары, чтобы ходило больше людей.
Сделал ли город удобным пешеходный переход на Соборном?
Артемий Зайцев считает, что восстановление этого перехода через Большую Садовую объединило две пешеходные зоны, облегчило движение велосипедистов в обход подземного перехода.
— На этот светофор было потрачено 5 лет, чтобы убедить департамент автодорог! В то же время на проспекте Шолохова строится новый подземный переход и планируется еще два на левом берегу — севернее и южнее стадиона. Я уверен, что в городе в таких местах внеуличные переходы не нужны. Достаточно светофора: пример на Соборном показал, что никакого существенного влияния на время движения общественного транспорта и автомобилей он не оказывает, — рассказал Зайцев.
Урбанист считает, что большой начальник, который едет на работу, и идущая в поликлинику бабушка — равны. Гораздо важнее бывает ускорить пешехода.
— Поэтому надо улучшать велопешеходную инфраструктуру, абсолютно везде надо делать пандусы на тротуарах, строить отдельные велодорожки. Проект первых велодорожек принят, но лежит без движения с 2018 года, — добавил Зайцев.
По мнению архитектора Трухачева, переход на Соборном сделал город удобнее.
— Повлияло ли появление нового пешеходного перехода на ухудшение условий движения транспорта? Нет. Раньше я мог разгоняться до 60 километров в час, двигаясь от Семашко до Будённовского, но в результате я как тогда, так и сейчас буду ждать зеленого сигнала на перекрестке, — говорит он.
Сергей Алексеев считает, что пешеходный переход на Соборном абсолютно логичен и хорошо работает. Такой же точки зрения придерживается и Геннадий Крольман. По его мнению, благодаря переходу на Соборный стало ходить больше людей, так как теперь не нужно делать большой крюк, как раньше. При этом пробок, о которых предупреждали некоторые эксперты, никаких из-за перехода нет.
Где еще нужны пешеходные переходы?
Артемий Зайцев считает, что городу нужны только наземные пешеходные переходы, а подземные и надземные можно строить на автострадах и над железными дорогами.
— У нас активно застраивается улица Нансена, и надо приводить в порядок тротуары и переходы, которые уже там существуют. <....> Есть несколько предложений сделать на Нансена подземные переходы, но я бы для начала расширил тротуары под мостом на Нагибина и сделал светофоры, — уточнил эксперт.
Профессор Алексеев считает, что новые пешеходные переходы — не острая необходимость, всё работает хорошо. Но, по мнению других, нужны переходы на Ворошиловском между Большой Садовой и Станиславского: в таком же месте на Будённовском, например, их два — на Ворошиловском — Суворова, на набережной возле Парамоновских складов и на Газетном — Суворова. В этих местах люди часто перебегают дорогу, рискуя своей жизнью, так как до перехода далеко.
Сергей Трухачев отмечает, что на проблему с нехваткой пешеходных пространств нужно смотреть шире, и дело не только в создании новых переходов. Городу нужно разобраться с хаотичной застройкой, которая создает проблемы, в том числе и с транспортом.
— Также нужно переходить к транзитно-ориентированному развитию, подразумевающему доминирование общественного транспорта в организации перевозок пассажиров. <...> У нас по этому пути пошла Москва, которая до этого двадцать лет стояла в пробках. Об этом нам говорит и вся передовая зарубежная практика. Можно весело шагать по граблям, разложенным нам всей новейшей историей градостроительства, и расширять дороги за счет прилегающих тротуаров и озеленения. А можно оглянуться вокруг и понять, что завтра наши дети и внуки будут за свой счет, поминая недобрым словом своих предков, возвращать всё назад, как это делается сегодня во всем мире.