Для строительства магистрали на улице Вавилова понадобится выкупить 124 земельных участка. Всего в зону реконструкции попали 164 участка, часть из них принадлежит муниципалитету — вавиловцы объясняют разницу тем, что не всем удалось приватизировать землю. Сити-менеджер Ростова Алексей Логвиненко заявлял, что планирует пожертвовать интересами владельцев домов и участков вдоль улицы Вавилова. Корреспондент 161.RU встретился с ними и выяснил, чьи дома окажутся под ковшом.
«Строили Суворовский — мы ликовали»
Жители улицы Вавилова гордятся историей возникновения своего поселка — совхоза «Ростовский», который помогал снабжать армию продовольствием в годы войны. Местные помнят, что в семидесятые здесь еще работало подсобное хозяйство Министерства обороны РФ. Работники жили в десятке глинобитных домов.
— В 1986 году наше подразделение отделилось, стало самостоятельным совхозом. Оно стало расширяться. Строили коттеджи и 18-квартирные дома. Мы хотели жить и что-то сохранить для своих детей, — рассказывает Светлана Денисова.
В перестройку хозяйство пришло в упадок, вспоминают вавиловцы, но люди нашли работу в городе и продолжали жить в своих домах.
Микрорайон Суворовский построили на землях военного совхоза у северной окраины Ростова-на-Дону, между улицами Вавилова и Сосновой. Изначально жилмассив планировался как военный городок для Министерства обороны РФ.
— Суворовский привлекает людей из области, потому что тут низкие цены, — считает Алёна Царегородцева. — Но [власти] не предусмотрели дорожную развязку. Единственная узкая дорога в две полосы идет через наш поселок. Она настолько узкая, что когда едет автобус, то его невозможно обогнать из-за встречного движения. Дорога связывает город с районом. И как решила эту проблему наша администрация города? Всё очень просто: снести наш поселок вместе с нашими домами, чтобы построить дорогу!
Алёне 43 года, из них 37 лет она живет на территории бывшего совхоза СКВО. До строительства Суворовского женщина каждый день ходила пешком до ближайшей остановки — в 5 километрах от дома.
Светлана Денисова тоже помнит транспортные проблемы: раньше местных детей везли на Военвед в специальном школьном автобусе. По словам женщины, еще ходил автобус № 27, но только «летом, когда ездили садоводы».
— Мы всё ждали, когда же нам пустят транспорт. В перестройку совхоз стал нерентабельным, мы поняли, что теряем всё, вплоть до жилья. С трудом добились приватизации своих квартир. Там, где частный сектор, многие люди так и не смогли приватизировать землю. Потом началось строительство Суворовского, мы ликовали: дождались цивилизации, — сообщает Светлана.
Алёна Царегородцева считает, что жители Суворовского не виноваты в том, что население поселка может потерять жилье. По словам ростовчанки, дорогу строить необходимо, но не в ущерб другим людям.
— Мы, жители совхоза, тоже считаем себя суворовцами. Радовались, что рядом строят район. У меня там живет племянник и коллеги по работе. Мы хотим остаться в нашем районе, ходить в школу в Суворовском, в поликлинику, [ездить] в магазин, — говорит Галина Климова.
Дом в собственности, земля — нет
Жителей бывшего совхоза СКВО обеспокоили цифры, названные городской администрацией. Они считают, что те сорок участков, принадлежащих муниципалитету, — это земля, на которой стоят их дома. Участки они десятилетиями пытаются приватизировать.
— Город целенаправленно не дает приватизировать землю и приводить в собственность уже порядка 10 лет. Никакой компенсации за нее не будет, — говорит Владимир Ермолаенко, житель дома на Вавилова.
Под снос попадает и дом Елены Зайцевой, которая живет на Лиловой. Дом женщины оформлен в собственность, а прав на участок нет.
— Мы не можем приватизировать земли, администрация не дает этого сделать. Бьемся с 2006 года. Сколько у нас было судов? Не помню точно. Десять, двенадцать, пятнадцать. Нанимали адвокатов, но всё [было] бесполезно, — говорит Зайцева.
Елена переживает, что компенсацию за дом рассчитают по минимальной стоимости, а за приусадебный участок, на котором женщина вырастила плодовый сад, ничего не заплатят. Надежда Гурьянова купила квартиру на Вавилова в 2013 году. Жилье было приватизировано, а вот земля под ним — нет. О перспективах соседства бывшие владельцы умолчали.
— Подавала документы [на приватизацию участка] сама. Из администрации отправляли в кадастр, оттуда — в архитектурный. Мы бегали-бегали, в итоге написали письмо в резиденцию Путина. Пришел официальный ответ, что никакие права не нарушены, потому что земля принадлежит городу и здесь еще утвердили план дороги. Поэтому нам не отдадут землю. Но нам говорили, что дорога будет проходить через [Северное] кладбище. Получается, переменили задним числом, — считает Гурьянова.
Жители бывшего совхоза СКВО писали в комиссию по публичным слушаниям градостроительной документации Ростова. Яков Ершов направил туда возражения по проекту межевания территории для строительства дороги на Суворовский. Его дом попал под снос.
В возражениях 70-летний Ершов указал, что вложил в дом огромное количество сил и средств, а потеря дома будет трагедией, которую он может и не пережить.
Чиновники разных уровней отвечали вавиловцам, что их обращения рассмотрены и нарушений установлено не было. В одном из писем Минстроя отмечено, что в соответствии с генпланом города предусматривается «развитие магистральной улицы общегородского значения».
По мнению Владимира Ермолаенко, строительство магистрали ценой уничтожения домов не спасет жителей Суворовского от ежедневных пробок.
— Во-первых, эта дорога [по Вавилова] будет построена после того, как появится дорога на Орбитальную. Это ключевой момент строительства дороги, иначе она не спасает жителей [Суворовского]. Во-вторых, отсутствует поворот, если ехать со стороны Суворовского на Королёва по существующему проекту. Уже сейчас Особенная стоит от поста ГАИ и дальше. Там нужен нормальный поворот.
Есть на Вавилова и те, кто не против планов властей.
— По утрам везу ребенка в садик и еду на работу. Добираюсь за три с половиной часа. Уж лучше пусть снесут и предоставят компенсацию, — считает Анна Щерба.
Любовь Рябчинская приехала в поселок вместе с мужем в девяностые. Супруг женщины работал в совхозе, ему предоставили жилье.
— Дали голые стены, без унитазов, без ничего, — вспоминает старушка. — А мы всё сделали. Жить же хотели. Но сейчас я уже не хочу. Жить уже устала. [Потому что нервы] треплют. Уже либо бы снесли, либо оставили бы нас в покое и сказали: «Живите, люди».
Домой — через кладбище
В марте администрация Ростова утвердила проект реконструкции дороги со строительством развязки Особенная — Вавилова — Королёва. По плану властей к 2024 году магистраль станет шестиполосной: четыре основных направления плюс два дублера.
Еще в декабре сити-менеджер Алексей Логвиненко предупредил, что интересами жителей бывшего совхоза придется пожертвовать ради населения Суворовского.
— Очень существенно [поможет избавить район от пробок], — прокомментировал проект магистрали Николай Бритвин, председатель совета директоров компании, которая застраивает микрорайон. — У нас пока не такой уж и большой район. <...> По прогнозным подсчетам, не менее 40 и не более 50 тысяч человек. [Магистраль], естественно, обеспечит транспортную доступность и комфортность проживания в Суворовском.
При этом Бритвин добавил, что одного только расширения Вавилова мало для победы над пробками - району нужно строительства магистрали, которая шла бы параллельно Орбитальной со стороны Суворовского.
По мнению ростовского урбаниста Артемия Зайцева, предложенная реконструкция улицы Вавилова — проект, в первую очередь направленный на освоение федеральных денег.
— Задание на разработку проекта было абсолютно логичным: сделать четырехполосную дорогу [без разрушения десятков домов]. Спроектировали, — говорит Зайцев, администратор сообщества «Урбанистика Ростов-на-Дону». — Но в середине прошлого года обновились правила федеральной программы «Стимул». По ней государство выдает деньги на развитие инфраструктуры в новых районах. Наши руководители увидели, что проект можно выполнить не на свои деньги, а на федеральные: две трети выделит государство, треть — область.
Зайцев считает, появившиеся в обновленном проекте боковые проезды не нужны — такие строят на скоростных дорогах вроде МКАД или Садового кольца. По его мнению, основную ставку нужно было сделать не на Вавилова, а на проспект Космонавтов.
— Он [уже] восьмиполосный, упирается в двухполосную улицу Орбитальную. Там очень большой запас. Надо рассматривать варианты продления дороги до Суворовского через проспект Космонавтов. Потому что Ворошиловский — Нагибина — Космонавтов — это центральная дорога для города, а Вавилова — Шеболдаева — Буденновский — его дубль. Вместо того развития дублера я бы предложил продление основной дороги.
Урбанист даже предложил временное решение проблемы пробок: заасфальтировать дорогу между Суворовским и Северным кладбищем и пустить по ней автобусы.
— Дорога через Северное кладбище действительно короткая, а Суворовский сложнодоступен. Урбанистически это имеет смысл, — согласился с коллегой эксперт в области городского транспорта Дмитрий Гусев. — Другое дело — эстетический аспект. Захочет ли человек каждый день ездить через кладбище? Сложный вопрос, психологически тяжелый момент.
— При разработке технического задания рассматривались все возможные варианты прохождения трассы. Согласно генеральному плану города Ростова-на-Дону, это единственная магистраль, которая соединяет проспект Королёва и микрорайон Суворовский. Справа находится овраг, слева — частный сектор. <...> Другого варианта быть не может. Если мы вправо и влево сдвинулись бы еще, то это привело бы к еще более существенному удорожанию проекта, — сообщил 161.RU Алексей Войтенко, директор департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Ростова.
Строительство альтернативных автомобильных дорог между улицей Особенной, Королёва и жилым районом Суворовский генеральным планом не предусмотрено, уточнили в пресс-службе администрации города.