Дореволюционный дом Науменко на Станиславского, 39 должны снести до 15 декабря. Администрация Ростова ссылается на решение суда и невозможность спасти здание. В ответ 161.RU публикует проекты консервации исторического здания, предложенные ростовскими активистами.
Чем объясняют снос
Контракт на снос «дома-ветерана» появился в октябре. Работы оценили в 4,5 миллиона рублей, но победитель аукциона «Динамик-Групп» согласился расправиться с домом за 1,8 миллиона рублей.
— Сити-менеджер Логвиненко отчитался перед Голубевым: мол, вопрос с общественностью уже решен и все будет снесено, как и было запланировано. Якобы всё улажено, — рассказал активист движения «МойФасад» после заседание комиссии по культуре 7 декабря.
Против сноса выступил руководитель поискового отряда «Миус-Фронт» Андрей Кудряков. Он напомнил, что дом — участник битвы за Ростов 1942 года. В нем отбивались от фашистов бойцы 9-й дивизии НКВД. На фасаде сохранились отверстия от сотен осколков и немецких пуль.
Но у властей города свой взгляд. Замглавы администрации Ростова по ЖКХ Алексей Пикалов заявил, что сохранить даже фасад нецелесообразно, потому что дом не входит в перечень объектов культурного наследия.
— Проводятся дополнительные обследования по наличию исторически важных элементов, которые мы постараемся сохранить. Их возможно будет использовать на других мемориальных комплексах, в парках и скверах как память о событиях, происходивших в Великую Отечественную войну. К сожалению, полностью сохранить фасад невозможно, так как его техническое состояние несет угрозу жизни и здоровью людей, — сказал Пикалов.
Доходный дом Науменко признали аварийным в 2009-м, он давно расселен.
Как его можно спасти для потомков?
Вариант № 1
После субботней акции в защиту дома активисты подготовились к встрече с ростовскими чиновниками. Сообщество «Урбанистика — Ростов-на-Дону» собрало деньги на скетч-проект по сохранению фасада дома на Станиславского и созданию сквера во дворе. Нужную сумму — 4000 рублей — нашли за несколько часов.
По концепции главный фасад укрепят за счет создания двутаврового каркаса. Подпорками также станут разобранные по диагонали бывшие несущие стены.
— На металлическом каркасе мы предлагаем повесить качели. На выходе во двор будут две широкие ступеньки, на которых будет возможно посидеть, любуясь пышным озеленением из многолетних степных растений, — отметили в сообществе.
В центре композиции окажется дерево, под которым поставят скамейки. Выход на улицу Московскую должен появиться через примыкающий к участку двор.
Вариант № 2
Свою версию проекта создал дизайнер Кирилл Бексимбенко. Он предложил законсервировать оригинальный фасад и утеплить фундамент. Бексимбенко включил в проект кофейню: по его мнению, бизнес привлечет людей и место получится сохранять в чистоте.
— Благоустройство нового мини-сквера будет современным, стильным и недорогим. На территории появится пространство для встреч, выставок и лекций, — обещает дизайнер.
Бексимбенко также хочет организовать сквозной проход на Московскую улицу между домами с другой стороны квартала.
Председатель комиссии по сохранению культурного наследия общественной палаты Ростова Наталья Сундеева организовала повторную встречу, на которой обсудят будущее доходного дома. Она пройдет 9 декабря в онлайн-формате.
Что говорит Логвиненко
Судьбу дома будут решать ветераны, заявил сити-менеджер нашим коллегам из 1Rnd. Власти понимают и принимают уникальность постройки и готовы к диалогу, но отменить решение суда никак нельзя.
— Сроки сноса уже поджимают, — подчеркнул Алексей Логвиненко накануне, 8 декабря.
Но теперь администрация Ростова готова рассмотреть вариант частичного сохранения фасада. Сити-менеджер привел в пример дом Павлова в Волгограде. Участники Великой Отечественной войны осмотрят дом вместе с патриотическими и общественными организациями и выберут, какую именно часть фасада надо сохранить.
Как писал 161.RU, в минувшие выходные горожане устроили «прощание» с домом Науменко и возложили там гвоздики. Мы опубликовали фоторепортаж, где показали 120-летнее здание: пока еще есть на что смотреть.
В конце ноября город лишился еще трех старых построек. Под снос пошли два дома на улице Донской и один — на Ульяновской. Самому «взрослому» из них было 150 лет. Всего на снос по воле районных администраций тогда потратили 4,5 миллиона рублей.