При прогулках по улицам Ростова на многих зданиях можно увидеть мемориальные таблички. Некоторые имена, написанные на них, известны каждому — Маяковский, Есенин, Солженицын. Другие знают лишь историки и краеведы. Портал 161.RU решил узнать об этих людях подробней и рассказать о них в проекте «Имена на стенах». Первая остановка возле «Дома Кино» на Пушкинской.
Мемориальная табличка, установленная на этом здании, гласит «В этом доме с 1975 по 1979 год жил и работал лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, кинорежиссер Мазрухо Леон Борисович». Рядом с надписью барельеф: на прохожих смотрит зрелый мужчина с высоким лбом и грустным сосредоточенным взглядом. Памятная доска на «Доме Кино» появилась в 1985 году. А в 2014 неподалеку на бульваре поставили мемориальный знак фронтовым кинооператорам, где в числе прочих упоминается и фамилия Мазрухо.
Несмотря на то, что еще при жизни Леон Мазрухо приобрел всесоюзную славу как «личный фотограф Шолохова» и первый советский оператор, снимавший захват Берлина с воздуха, известно о нем не так уж и много. Леон Борисович родился 3 июня 1908 года в Феодосии. Окончил курсы корреспондентов Общества друзей советской кинематографии (ОДСК) в Симферополе.
— Никогда не думал, что мой сын станет шарманщиком, — однажды сказал отец будущего режиссера, весьма скептически относящийся к выбору профессии.
Первые камеры были неповоротливыми ящиками, пленку было нужно вращать вручную.
В 1932 году Леон Мазрухо становится руководителем Ростовской студии кинохроники. Многие снятые им ленты сегодня признаны шедеврами мирового кино. Как раз на этот довоенный период приходится сотрудничество кинорежиссера с писателем Михаилом Шолоховым. Вместе они начинают работу над сценарием фильма «По тихому Дону».
Закончить сценарий помешала Великая Отечественная. Сегодня потомкам остались лишь две страницы рукописи и несколько кадров отснятого материала.
Дружба с Шолоховым продолжалась многие годы. Автор «Тихого Дона» очень не любил нацеленных на него объективов. Исключение делал лишь для Мазрухо. Именно Леон снимал знаковые встречи с первым космонавтом Юрием Гагариным, финским писателем Мартти Ларни, знаменитым англичанином Чарлзом Перси Сноу и многими другими. Снимать вручение Нобелевской премии писатель также пригласил Мазрухо.
Во время церемонии, кстати, произошел забавный случай. Камера, которой пользовался режиссер, была довольно шумной. Чтобы не мешать присутствующим, организаторы попросили обернуть ее специальным чехлом. Но в процессе съемок он стал сползать. Не долго думая, Мазрухо скинул чехол, раздался сильный стрекот, который привлек внимание публики. На него обратил внимание и король Швеции. Он недовольно посмотрел в сторону советского режиссера, и хмурое лицо монарха попало в репортаж. Впоследствии Шолохов, смеясь, говорил, что сразу узнал звук «мазрухинской машинки».
Во время войны Леон Борисович работал фронтовым оператором и одним из первых освоил воздушную съемку. На его счету 48 боевых вылетов и километры отснятой кинопленки. Пиком военной работы, без сомнения, можно назвать съемку из самолета взятия Берлина. Режиссер использовал в процессе сразу четыре камеры, чтобы во всех деталях показать «фашистское логово». После Победы Мазрухо старался не вспоминать о войне.
— Пройдёт ещё много лет, но всё равно заболит сердце, — говорил он.
В послевоенные годы темой его творчества стали истории о простых тружениках и романтике мирных дней.
Леон Борисович Мазрухо возглавлял Ростовскую студию кинохроники до конца своих дней. Он умер в 1979 году. А сама студия прекратила свое существование в середине 2010-х годов, вместе со сносом здания на Красноармейской. Что стало с архивными пленками — неизвестно.
Константин Щербинин