Таганрог – город, в котором рождались великие люди и не менее великие авантюры. Согласно слухам, ходившим еще в царствование Александра Павловича, Петр Великий подумывал перенести столицу России из «комариного болота» в теплую и светлую крепость в честь Святой Троицы на Таганьем Роге.
В отличие от естественного исторического хаоса, по прихотям которого развивались многие города России, Таганрог был изначально «слеплен» согласно строгому рецепту. По заранее продуманному генплану в то время были построены только два города империи – Северная столица и несостоявшаяся Южная. Поэтому в своей геометрии, истории и топонимике Таганрог имел много общего с Санкт-Петербургом. Петербург стал первым городом, отвоевавшим пространство чухонских болот. Таганрог построил первую в мире гавань, «отодвинувшую» открытое море. Как и в Северной столице, в Таганроге один из главных храмов был освящен в честь Александра Невского. Его архитектурный стиль копировал Александро-Невскую лавру. А в конце таганрогского «Невского проспекта» (улицы Александровской), как и положено, с 1903 года возвышался «медный Петр».
В начале XIX века в Таганроге проживали десятки национальностей. Одними из самых многочисленных народов были «архипелажские греки» (выражение графа А.Г. Орлова), пережидавшие здесь бесконечные перипетии русско-турецких воин. Именно по просьбе греческой общины был основан греческий Троицкий монастырь, и для его нужд в 1878 году с Востока «выписан» иерусалимский монах Дамиан (Касатос). Дамиан был просто очарован южным флером, местной архитектурой, которая во всем копировала столичные образцы. Через десять лет «таганрогский монах» станет патриархом Иерусалимским. Он проживет долгую жизнь, полную детективных приключений и тонкостей восточной истории, но никогда не забудет город на берегу Азовского моря.
Именно в Таганроге будущий патриарх познакомился с подвижником веры, образ жизни которого поразил его до глубины души. Звали этого простого человека, работавшего в порту и говорящего на ярко выраженном суржике, Павел Павлович Стажков.
Родился будущий старец в 1792 году в дворянской семье черниговских помещиков. В 25 лет с ним происходит, как бы сейчас сказали, «духовная революция». Он отпускает крестьян на волю, раздает имущество нищим и отправляется в путешествие по просторам тогдашней вселенной. Обойдя все окрестные земли, побывав даже в Иерусалиме, он поселяется в бурно развивающемся тогда городе Таганроге. Павел не принимает монашества, не становится священником, он просто начинает жить так, как жили первые христиане: днем работает, ночью молится, причащается за каждой литургией, ежедневно читает Евангелие и, главное, ежедневно по нему живет. Такой нехитрый образ жизни собирает вокруг Павла учеников. С годами всем становится ясно, что в старце Павле особенным образом действует благодать Божия. Своей праведной жизнью он многих просвещал, и невольно люди под впечатлением его речей и дел глубже вдумывались в смысл жизни. Народ стал идти к нему за советами и утешением. Павел получил от Господа дар исцеления и прозорливости. Он часто посещал монаха Дамиана в Троицком монастыре и однажды на местном диалекте, который специально выучил, сказал ему: «Ты будешь велыкый человек, такий, шо больший буть не може». Через десять лет отец Дамиан возглавил одну из самых важных церквей христианского мира, став главой Иерусалимского патриархата.
В память о старце Павле и о России патриарх Дамиан собрал и переслал из Иерусалима в дар Православному Дону ковчег с мощами особо почитаемых христианских святых. В мощевике числились более полусотни реликвий древнейшего периода христианской истории: мощи святого Андрей Первозванного, Георгий Победоносца, Марии Магдалины и даже частичка Креста Господня. До революции этот мощевик был одной из самых известных святынь Православного Юга. Поклониться ему приезжали императоры, члены царской семьи и многочисленные паломники.
В годы лихолетья мощевик пропал. Известно было только то, что из греческого Троицкого монастыря Таганрога его похитили ради драгоценного оклада «на нужды революции». 90 лет святыня считалась пропавшей, пока один житель Таганрога не затеял ремонт в своем старом доме. Вскрыв вековые полы, он обнаружил тайник, в котором находилась стеклянная банка, доверху забитая энколпионами (небольшими ковчежцами, с вмонтированными и подписанными мощами. – Прим. авт.). Комиссия быстро установила, что это и есть святыни бесследно пропавшего «дамиановского мощевика». Еще через десять лет, в 2015 году, мощевик был торжественно передан Донской митрополии губернатором Ростовской области Василием Голубевым. Сегодня он хранится во временном храме при Кафедральном соборе Ростова-на-Дону, после реставрации которого будет размещен под балдахином в доступном месте для всеобщего поклонения.
Святой Павел скончался 10 марта 1879 года. Перед кончиной к нему пришел отец Дамиан и причастил старца. В момент смерти все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью. С момента кончины народное почитание Павла не прекращалось. Великое множество верующих людей со всех концов России и зарубежья собиралось у его святых мощей. 20 июня 1999 года в городе Таганроге совершилось «местное прославление» святого старца Павла Таганрогского. А в начале февраля 2016 года он был «всецерковно прославлен», и отныне его имя находится в календарях и молитвословах всех православных церквей мира. На сегодняшний день святой праведный старец Павел Таганрогский – единственный святой на Юге России, прославленный во всем христианском мире.
20 июня 2017 года в день праздника святого Павла почти вековой цикл церковной истории замкнулся. В Таганрог был принесен Большой дамианов ковчег, который разместился в Свято-Никольском храме возле раки святого Павла Таганрогского. Древнейшая святыня из Иерусалима, подаренная патриархом в память о старце Павле, встала рядом с его святыми мощами.
Игорь Петровский
Фото: Игорь Петровский