«Очная ставка» чиновников, гражданских активистов, ученых и жителей домов по улице Станиславского прошла в мэрии Ростова-на-Дону. Полуторачасовая дискуссия о судьбе трамвая на улице получилась ожесточенной. Однако по ее итогам стороны остались при своих интересах. Останется ли трамвай на маршруте, по которому он ходит уже 70 лет, участники так и не решили.
На прошлой неделе на сайте мэрии Ростова появилось сообщение о том, что городские власти решили заменить трамваи на ул. Станиславского на низкопольные автобусы. Новость вызвала широкий общественный резонанс. Несколько активистов даже провели импровизированные «похороны» трамвая, требуя не закрывать линию, работавшую даже в Великую Отечественную. В мэрии после этого решили собрать за одним столом все стороны конфликта – от «транспортных» чиновников до общественников и жителей улицы Станиславского.
Модератор совещания – заместитель главы администрации города по транспорту и дорожному хозяйству Евгений Лебедев – во вступительном слове сосредоточил внимание именно на состоянии домов, расположенных по этой улице.
«Большинство были построены еще в дореволюционные времена, часть располагается на склонах, многие не имеют фундамента, – сказал Евгений Лебедев. – Работы приведут к их полному и частичному разрушению. Кроме того, 15-тиметровые сваи могут затронуть грунтовые воды, что также приведет к необратимым последствиям. Еще один очевидный минус – стоимость реконструкции. По примерным подсчетам, она будет равняться трем млрд рублей».
Далее слово взял член общественного совета при главе администрации Владимир Колесников. Он добавил, что сейчас решается не сиюминутный вопрос. И попросил задуматься о перспективе. «Я бы мог предложить еще вариант с троллейбусами. Они тоже экологичные, но проблема в том, что проезжая часть слишком узкая и, если и пускать туда их, то только в одну сторону. Нельзя вот так решать с плеча. Давайте послушаем людей, которые там живут», – обратился Владимир Колесников.
Ждать долго не пришлось. Жительница ул. Станиславского Елена заявила, что трамваи нужно убирать. «Для меня эта катастрофа длится все восемь лет, что я живу в Ростове после переезда из Мурманска. Я уже бабушка, и мой внук постоянно дергается, когда проезжает трамвай. Этим недовольны и мои соседи, которые живут всю жизнь на Станиславского. Да, это самый экологичный и дешевый транспорт, но дома рушатся. Мы боимся, что у нас рухнут балконы. Приходится самим латать. Плюс ко всему – улица узкая, и пешеходам не всегда удается разойтись», – посетовала ростовчанка. Она подчеркнула, что выражает мнение большинства жителей улицы Станиславского.
В противовес ее словам выступил активист «Фабрики городской среды» Михаил Векленко. Именно он 18 февраля «похоронил» трамвай №1. В своем выступлении, которое неоднократно прерывали недовольные высказывания жителей улицы Станиславского, он назвал плюсы сохранения трамвая. К ним гражданский активист отнес развитие территории, увеличение мобильности города, способствующей экономическому развитию, а также экологичность и невысокую стоимость эксплуатации.
«Если реконструировать по той же технологии, по которой велись работы на улице Горького, то вибрация на здания будет отсутствовать. В жилых зданиях в любом случае придется проводить капитальный ремонт, либо их сносить. Главный здесь вопрос – обновление подвижного состава. С точки зрения транспорта – нецелесообразно убирать трамваи со Станиславского», – считает Михаил Векленко.
«Судя по тому, что вы говорите, вы больше теоретик, нежели практик, – вступила в разговор директор департамента транспорта Алла Лоскутникова. – Я предлагаю всем присутствующим здесь прокатиться группой на трамвае и посмотреть, как там обстоят дела».
И здесь в дискуссию вступил известный своими резкими высказываниями член общественного совета по вопросам ЖКХ при мэрии Ростова Александр Водяник. «Трамвай не будет ходить пустой при существующей схеме. Сделайте подвижной состав такой же, как и на Горького. По домам на Станиславского уже вынесено постановление, что сей «клоповник» надо сносить, – подчеркивает Александр Водяник. – Вопрос о реконструкции центра города нужно вести с учетом возможности сохранения трамвайной линии. Вносить сейчас какие-либо деньги в Станиславского – абсурд, потому что начнется снос трех кварталов, и любая реконструкция уйдет в хлам».
К единому решению участники дискуссии не пришли. Пустить по Станиславского троллейбусы или автобусы; сделать отдельную выделенную полосу для трамваев; обустроить участок улицы, как пешеходную зону либо вообще оставить все как есть, реконструировав полотно и проведя капитальный ремонт домов, – такие варианты остались в сухом остатке. По завершении встречи было решено организовать поездку руководителей городской администрации на трамвае по улице Станиславского и послушать мнения жильцов и представителей общественности. И уже после этого провести еще одно совещание. А может, и не одно.