Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) России дала «добро» на возбуждение уголовного дела в отношении экс-судьи Ростовского областного суда Валерия Будаева. Однако действия VIP-персоны предлагается квалифицировать не как пьяное ДТП с гибелью человека – следствие сообщило, что прямой причинно-следственной связи между аварией и гибелью Смирнова нет.
Чтобы лишить Валерия Будаева остатков особого статуса, у ВККС ушло десять минут. Вопрос о даче разрешения на возбуждение в отношении экс-судьи Ростовского областного суда уголовного дела коллегия рассматривала во второй половине дня 27 января. Спустя ровно четыре месяца после трагедии в центре Ростова.
Напомним, утром субботы, 27 сентября, черный кроссовер Toyota Highlander пытался задним ходом выехать с парковки в переулке Крепостном в районе пересечения с улицей Максима Горького. Маневр не удался, автомобиль зацепил две припаркованные машины и врезался в павильоны мини-рынка, где шла оживленная торговля. В одном из ларьков оказались заблокированными продавец и два покупателя, пожилая супружеская чета. Получивший серьезные ранения 74-летний профессор ЮФУ Владислав Смирнов умер в больнице.
За рулем внедорожника с номерами «правительственной» серии АРО, что выяснилось в то же утро, сидел начальник отдела судебной и договорной работы правового управления правительства Ростовской области Валерий Будаев. В первый же рабочий день Будаева уволили, в отношении экс-чиновника возбудили уголовное дело по 4 статьи 264 УК РФ. За пьяное нарушение ПДД, которое повлекло гибель человека, водителю грозило до семи лет лишения свободы.
Через несколько дней уголовное дело было приостановлено. Как выяснилось, у Валерия Будаева – особый статус. В 2008 году он возглавил Пролетарский районный суд Ростова-на-Дону. Далее, в 2011 году, работал в Ростовском областном суде. А судью в отставке нельзя было просто так взять и привлечь к уголовной ответственности.
«Окно» к уголовному делу прорубила 1 октября квалификационная коллегия судей Ростовской области. Она лишила Валерия Будаева его особого правового статуса. Далее материалы поступили в Москву. Процедура требовала, чтобы лично глава СКР обратился к ВККС с представлением о даче разрешения на уголовное преследование.
Как шло рассмотрение обращения Александра Бастрыкина в ВККС, сообщил из зала заседаний корреспондент специализированного портала «Право.ru». По данным издания, сам Будаев в ВККС не явился. Однако его мнение о ДТП все же прозвучало из уст докладчика: Будаев-де почувствовал себя настолько плохо, что потерял сознание, и аварии вообще не помнит. Машина поехала самопроизвольно. Эти же показания подтвердила и пассажирка кроссовера – супруга экс-судьи. Добавим, что ранее в интервью Валерий Будаев объяснил свое состояние действием обезболивающего.
Впрочем, докладчик добавил, что версия о «самоходном» внедорожнике опровергается технической экспертизой – по такой траектории, считают эксперты, машина не могла двигаться по инерции.
Глава ВККС Николай Тимошин поинтересовался, почему следствие считает, что Будаев был пьян. Представитель СКР рассказала, что состояние сильнейшего алкогольного опьянения готовы подтвердить 60 свидетелей.
«Нахождение Будаева в состоянии алкогольного опьянения подтверждают очевидцы и видеозапись ДТП. Полагаю, необходимо разрешить возбуждение дела и проведение предварительного следствия с целью дачи надлежащей юридической оценки всем действиям Будаева», – отметила представитель российского следствия.
При этом, как прозвучало, в суде, у следствия нет прямой причинно-следственной связи между ДТП и смертью профессора Смирнова: по заключению экспертизы, ученый умер от острой сердечно-сосудистой недостаточности. Поэтому следствие просило возбудить уголовное дело по второй части статьи 264 УК РФ – «Управление транспортным средством в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью (а не смерть – Прим. автора) человека». Санкция статьи предусматривает до четырех лет лишения свободы. Согласие ВККС на возбуждение уголовного дела после недолгого обсуждения было получено.
Вдова профессора Смирнова, Елена Петровна, новость о решении коллегии судей приняла как новость и не более.
«В этом деле нет хороших новостей. Новость в том, что день в день, спустя четыре месяца после этой аварии, Высшая квалификационная коллегия судей РФ наконец приняла решение позволить уголовное преследование этого человека. Скажу, что много писем в адрес коллегии было написано и мною, и депутатами Госдумы, обращался и губернатор Ростовской области. Решение вынесено. Дело будет передано в СКР по Ростовской области. Теперь мы ждем беспристрастного, честного расследования», – сказала Елена Смирнова.
Данные экспертизы, прозвучавшие на ВККС, вызвали недоумение у родственников погибшего. Однако семья профессора Смирнова не отчаивается.
«Экспертиза не увидела причинно-следственную связь между ДТП и смертью. Ну, что ж, когда дело вернут в СКР по Ростовской области, то по закону ростовские следователи должны вновь назначить такую же экспертизу. А имеющуюся экспертизу мы намерены обжаловать», – сказала невестка профессора Смирнова Светлана.
Как сообщили 161.ru представители близкого окружения погибшего, изначально от Будаева ждали, скорее, проявления человеческих чувств. Однако за все эти месяцы экс-чиновник не вышел на связь с семьей Смирновых и не принес извинений. Вместо этого с «той стороны» поступали предложения денег и мольбы «пожалеть детей». Сегодня Смирновы намерены добиться того, чтобы справедливость восторжествовала, и водитель кроссовера с «красивыми» номерами получил по заслугам.