Около 80% сетей ливневой канализации Ростова-на-Дону бесхозны. На существующих трубах строят здания и демонтируют ливневку при реконструкции дорог. При этом еще в 1992 году в Ростове создали схему развития ливневой канализации, но документ забыт. Почему сильный дождь всегда приводит к катастрофе, обсуждали сегодня на круглом столе в Ростове.
Ливневая анархия
Утренняя непогода задала определенный тон беседе. Дождь лишил пресс-центр «МедиаС» нескольких приглашенных к дискуссии. Добраться до места проведения круглого стола не смог, в частности, представитель МЧС. Почему слова «осадки» и «ЧС» в Ростове практически стали синонимами, попытался ответить директор муниципального специализированного унитарного предприятия по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений Юрий Криволапов.
По его словам, протяженность сети ливневой канализации в Ростове превышает 100 км. Но на балансе у предприятия к концу года будет около 22 км. То есть за 80% сетей никто не отвечает. Юрий Криволапов заверяет, что даже бесхозная часть находится в удовлетворительном состоянии. Только вот для нужд города сети, построенной в годы СССР, уже не хватает.
«На ливневую канализацию в Ростове сегодня приходится около 10% улично-дорожной сети, а по нормативу нужно 35-40%, чтобы без проблем отводить воду», – говорит эксперт, оценивая потребности Ростова минимум в 400 км.
Эффективность даже работающей ливневки на многих магистралях крайне низка. Яркий пример – улица Малиновского, по которой 8 сентября сплавлялись на надувных матрасах. Секрет прост: гостиницу, стоящую в конце улицы, разрешили построить практически на трубе ливневки.
Особого упоминания заслуживает многострадальная улица Максима Горького. Юрий Криволапов подтверждает: ливневка не была заложена в проекте, кстати, получившем одобрение экспертизы.
«Есть еще проспект 40-летия Победы, только восстанавливается, но в проекте даже не заложен водосброс», – приводит еще один пример председатель комиссии по градостроительству и земельным ресурсам думы Ростова Валерий Левченко.
Патологоанатомы Ростова
Профессор кафедры градостроительства Академии архитектуры и искусств ЮФУ Наталья Зинченко озвучивает неожиданные данные: оказывается, уже в 1992 году в Ростове-на-Дону разработали схему ливневой канализации на весь город. Территорию Ростова разбили на 36 водосбрасывающих бассейнов со своими локальными очистными сооружениями.
«Эта схема существует. Вопросы поднимались, чтобы пересмотреть ее, но до этого не дошло», – констатирует она.
Не дошло дело и до многого другого. В частности, рассказывает Юрий Криволапов, порядка трех лет назад на коллегии в администрации Ростова-на-Дону рассматривали регламент очистки ливневок, но документ до сих пор корректируется.
Ученый Александр Водяник в оценках максимально жесток. В самом начале 90-х в Ростове был прогресс, но сегодня обликом донской столицы «рулят», по словам эксперта, «патологоанатомы», которые максимально приспособили город к нуждам бизнеса, но сделали его неудобным для жизни. «Возьмем ТЦ «РИО», на строительство которого в нормальном городе бы никогда не дали разрешения. Зданием перегородили балку, которая была ливнестоком СЖМ и ряда других районов города», – говорит ученый.
Город застраивает практически все балки – естественные ландшафтные низины Ростова, продолжает Водяник. Также в Ростове практически не осталось зелени – газонов и парков, которые в идеале должны принимать на себя часть осадков. Эти знания, подчеркивает ученый, доступны даже студентам, будущим инженерам-гидрологам, но в Ростове такая информация почему-то забывается.
Как выяснилось, отрицательно сказывается на «переваривании» осадков и песко-соляная смесь. «Мы получаем мертвые газоны, которые не собирают воду, а потом еще полгода песок мы гоняем по городу и по ливневой канализации», – говорит Юрий Криволапов.
Валерий Левченко также видит проблему в отношении вертикали власти и надзорных органов как к расходованию средств, так и распределению земли.
«Три года – минимальный гарантийный срок службы дороги. Но их «убивают» гораздо раньше, как раз за счет соли и воды. Мы сталкиваемся с тем, что даже те деньги, которые направляются, расходуются, мягко говоря, нерационально, – рассуждает эксперт. – Это отношение прежде всего администрации города. Инвесторы получают клочки земли без подготовки, без коммуникаций, и без требований к тому, что должно быть на этой земле – делай, что хочешь. В итоге на ливневке строят гостиницу, на глиссаде – высотки, а по новой дороге нельзя проехать, потому что машины в ней плавают».
Мнение городских властей на этот счет для участников круглого стола осталось неизвестным. Директор департамента автодорог и организации дорожного движения Ростова Арам Егиазарян так и не смог добраться до пресс-центра.
Куда ведет равнодушие
Подводя итоги дискуссии, главными причинами «ливневых» проблем Ростова участники встречи называют отсутствие ответственных лиц и неправильную расстановку приоритетов.
«У нас довольно сильная вертикаль власти. Депутаты формируют программы и принимают бюджет, а заместители мэра, департаменты и прочая выполняют программы. Но приоритеты определяет градоначальник, сейчас полномочия мэра огромны», – говорит Валерий Левченко.
Впрочем, дискуссия приводит к еще одному выводу: равнодушие властей в Ростове соизмеримо с равнодушием горожан. Александр Водяник констатирует, что любую стихию, будь то снегопад или потоп, власти привыкли воспринимать по-соломоновски равнодушно: пройдет и это, все забудется. Однако таким же образом себя ведут и ростовчане. В городе любой массовый протест выглядит невозможным, считает Валерий Левченко.
«Пока люди не будут говорить о своих проблемах, власть не будет исполнительной», – резюмирует председатель комиссии по градостроительству и земельным ресурсам думы Ростова.
На обслуживание 20 км ливневок в год уходит 35 миллионов рублей: получается по 1,75 миллиона за километр. Необходимые Ростову-на-Дону 400 км при такой же пропорции обойдутся в 700 миллионов.
Для сравнения: стоимость реконструкции улицы Максима Горького на участке от Театрального до Доломановского обошлась областному и городскому бюджетам почти в миллиард.
Водная столица юга России
Если приоритеты не изменятся, то погодные ЧС в Ростове станут обыденностью. Тем более что, говорит начальник Ростовского центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Наталья Самолетова, обильные осадки стали «симптомом» глобального потепления, о котором ученые знали уже десятилетие назад.
«Усиливаются процессы влагообмена и усиливаются проявления всех природных явлений. Как и случилось в прошлом октябре, когда за 11 часов выпало 80 мм осадков. И гарантировать, что такого снова не будет, я не могу», – признает Наталья Самолетова.
Предсказать сильные и чрезвычайные осадки заблаговременно нельзя, добавляет она. Впрочем, с информированием организаций, которые отвечают за жизнеобеспечение, ситуация вполне нормальная.
Предупреждение о сильном дожде в минувший понедельник, 8 сентября, все отвечающие за ситуацию в городе организации получили вовремя. Однако возможности Ростова противостоять даже дождю, не получившему статуса стихийного, оказались смешны.
Звеньями глобального потепления Александр Водяник считает и Крымск, и затопление Дальнего Востока в прошлом году. Что касается Ростова с его проблемной ливневкой, отсутствием зелени и замусоренными руслами рек, здесь ситуация будет только ухудшаться.
«Город размывается. Мы проехали после дождя в понедельник по улицам и обнаружили, что в Ростове началось образование шести оврагов», – говорит ученый.
Но наиболее страшным симптомом он назвал то, что 8 сентября Мертвый Донец впервые пошел против течения. «Это сопоставимо с Челябинским метеоритом – река повернулась вспять. По нашим подсчетам, в реку снесло кубов 500-600 песка», – пояснил Александр Водяник.
По данным, которые озвучили 161.ru очевидцы, в этот день водой в Мертвый Донец смыло грунт, которые дорожники высыпали якобы для укрепления улицы Всесоюзной, а также землю, освобожденную при строительстве коллектора. В итоге русло реки перегородило в двух местах, уровень Мертвого Донца поднялся выше Дона и река изменила течение, заодно подтопив прилегающие территории.
По словам ученого, Ростов может спасти только принятие и внедрение нормальной концепции ландшафтно-экологической реконструкции. Без серьезных изменений сплавом на матрасах по городским магистралям уже в ближайшие годы сложно будет кого-то удивить.
Фото: Фото автора и из архива редакции