Министр экономики Ростовской области раскритиковал темпы, с которыми Ростов-на-Дону готовится к ЧМ-2018. Чиновникам настоятельно порекомендовали модернизировать улично-дорожную сеть и более того – сделать город «современным мегаполисом». Что из этого получится, пытался разобраться 161.ru.
Ростову дали ускорение
Тема подготовки Ростова-на-Дону к ЧМ-2018 всплыла на совещании по итогам социально-экономического развития региона в первом полугодии. Министр экономического развития Ростовской области Александр Левченко дал понять, что нынешние темпы подготовки города к мундиалю недостаточны. Претензии есть как к дорогам, так и к облику города в целом.
«К чемпионату мира по футболу 2018 года необходимо расширить узкие места в транспортной инфраструктуре города Ростова-на-Дону, модернизовать улично-дорожную сеть, подготовить тренировочные площадки», – заявил министр.
В целом чиновники рассчитывают к 2018 году увидеть в Ростове «современный мегаполис».
«Вместо заброшенных территорий в городе должны появиться новые пешеходные зоны, зоны отдыха и развлечений для ростовчан и гостей города», – отчасти обрисовали облик «Нью-Ростова» в пресс-службе донского минэкономразвития.
Что власти и горожане увидят в итоге – вопрос более чем дискуссионный. Отступим на шаг назад, в то время, когда Ростов-на-Дону вошел в перечень городов, которые примут ЧМ–2018. Эксперты в сентябре 2012 года определили ряд «больных мест» Ростова. Ими стали гостиницы и городская инфраструктура.
«Торговая и развлекательная части в Ростове-на-Дону отличные, но с гостиницами все печально – надо строить», – заявил РИА Новости директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила.
Первый вице-президент бизнес-сегмента «Международные услуги по строительству» финского концерна «ЮИТ» Теему Хелпполайнен в интервью агентству сообщил, что у Ростова могут возникнуть проблемы с транспортной системой.
«Состояние дорог не самое лучшее», – уточнил эксперт, добавив, что Екатеринбург, Казань и столицы РФ без труда адаптируются к проведению матчей чемпионата.
Федерация нам поможет
Необходимость инфраструктурной революции в разы увеличила ценник на подготовку города к ЧМ–2018. По расчетам влиятельного агентства Standard & Poor's, Ростову-на-Дону понадобится 91 миллиард рублей. И хотя по этому показателю Ростов в центре списка (Самара просит 350 миллиардов, Калининград – 200, Екатеринбург – 160). Однако потянуть эти расходы Ростовская область сможет, только если 50% суммы оплатит федерация, резюмировали в Standard & Poor's.
Федерация свою заинтересованность в подготовке Ростова-на-Дону к мундиалю подтвердила рублем. В начале июля Дмитрий Медведев утвердил федеральную программу подготовки к проведению в России в 2018 году чемпионата мира по футболу. За счет средств из «центра» будет построен пресловутый южный хаб – за исключением инфраструктуры и аэровокзального комплекса, которые должны финансировать донской бюджет и инвестор соответственно.
Кроме того, федерация возьмет на себя строительство стадиона на 45 тысяч зрительских мест в левобережной зоне Ростова-на-Дону, а также реконструкцию будущих тренировочных баз – стадионов «Локомотив», «Юность России» и «Олимп-2» (Ростов-на-Дону), спорткомплекса им. Лакомова в Азове.
Из аэропорта – в пробку
Аэропорт – самая верхушка «коммуникационного» айсберга. Что ожидает гостей после того, как они сойдут с трапов самолета либо же выйдут из здания железнодорожного вокзала – действительно больная тема.
Уже давно известно, что к ЧМ–2018 расширят Ворошиловский мост – он из трехполосного станет шестиполосным за счет строительства «двойника» рядом с действующим сооружением. На левом берегу Дона появится южная рокадная дорога – от Шоссейной до Западного въезда в город, постановление о разработке проекта уже подписано. Еще одна магистраль, ранее рассказывал мэр Ростова Михаил Чернышев, протянется от Южного подъезда вдоль южной трибуны стадиона до Левобережной. На северном подъезде со стороны Новочеркасска построят крупную транспортную развязку, реконструируют Орбитальную, в итоге связав трассы М-4 «Дон» и М-23. На левый берег, кроме того, хотят перебросить канатку – ее смонтируют в створе улицы Чехова. Гостей будут развозить специальные автобусы.
Кроме того, метростроевцы осторожно заявили, что смогут построить первую ветку метро к 2018 году, если не подведут проектировщики и финансисты. А недавно возродили к жизни столь же мифический ростовский проект, как легкорельсовый транспорт – линия скоростного трамвая должна будет соединить южный хаб с донской столицей и связать между собой спальные районы города.
Однако все это, как говорится, крупные инфраструктурные объекты. Их тень закрывает сотни узких даже для существующего транспорта улиц, которые уже сегодня стоят в пробках практически круглосуточно. Но нынешняя улично-дорожная сеть нечасто становится темой глобальных заявлений чиновников по поводу подготовки к ЧМ–2018. Чаще других в СМИ попадает невезучий проект северного тоннеля – напомним, недавняя попытка найти концессионера для его строительства потерпела фиаско.
Судя по ранее звучавшим заявлениям, каких-либо радикальных перемен горожанам ожидать не стоит. Решение «дорожного вопроса» в центре сводится к организации движения: где закрыть левые повороты, какую улицу сделать односторонней. Еще одной нерешенной проблемой остается состояние общественного транспорта: у маршруток и автобусов, в которых, как выяснилось недавно, нецелесообразно ставить кондиционеры, есть все шансы стать особой «достопримечательностью» Ростова.
Добавим, что «дорожный вопрос», с которым администрации Ростова советовал поторопиться глава донского Минэкономразвития, губернатор Ростовской области Василий Голубев охарактеризовал как самый «тяжеловесный» с точки зрения финансирования. На дорожное строительство уйдет не менее 22 миллиардов рублей.
В нумера
Эксперты FIFA четко озвучили требования по гостиничным номерам: в целом в Ростовской агломерации должно появиться около восьми тысяч «койко-мест». По предварительным данным, к настоящему времени у Ростова есть менее двух тысяч номеров различной категории. Однако уже в обозримом будущем гостиницы начнут открываться одна за другой – в IV квартале 2013 года планируется открытие Hotel Mercure (четыре звезды). В 2014 году должны открыться Sheraton Rostov-on-Don Hotel & Business Center 5* и международный конгрессный центр с отелем Hyatt Regency Rostov Don Plaza 5*. К 2017 году общий номерной фонд должны пополнить Hilton (4*), Mariott и Kempinski. Так что «гостиничный вопрос» на фоне дорожного выглядит вполне решаемым.
Как и инженерная инфраструктура. По заверениям чиновников, после футбольного праздника Ростовской агломерации достанутся завод по сжиганию илового осадка очистных сооружений. Его обещают ввести в эксплуатацию в IV квартале 2014 года. Энергетики, ОАО «МРСК Юга», обещают построить новые подстанции – «Спортивную» в 2016 году, «Левобережную» – в 2017-м.
«Современный мегаполис»
Что касается облика «современного мегаполиса», его Ростов-на-Дону начнет приобретать ближе к 2017 году, по завершении трехлетней реставрационной кампании. В список счастливчиков, недавно сообщила мэрия, войдут участки исторического центра, ограниченные ул. Береговой – пр. Театральным – ул. Красноармейской – пр. Сиверса, а также ул. Советской – пл. К.Маркса – пл. Свободы – пл. Толстого – пл. Базарной – ул. 1-й Майской – ул. Верхненольной – ул. 2-й линией. То есть более или менее «европейским» останется, как и сегодня, только ростовский «фасад». Но чиновники уже не раз давали понять, что удивлять гостей ЧМ–2018 будут отнюдь не старым Ростовом.
«Такой рекреационной зоны, как наш левый берег Дона, нет нигде в стране. Задача и мэрии, и администрации, и правительства области – сделать из этого изюминку. Мы не собираемся левобережье застраивать жилой застройкой. Это будет зона спорта, зона организации правильной торговли, где будет располагаться стадион, где мы хотим построить еще один аквапарк и бассейн, место, куда хотим перенести дом правительства. Это будет хорошее красивое центральное место», – на недавнем телемосте Москва-Ростов рассказал вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань.
В числе основных туристических мест, которыми будут удивлять гостей ЧМ–2018, он назвал набережную Дона в Ростове, Азов и Старочеркасск.
Фото: Фото Михаила Дзябенко, из архива редакции, с сайта Newsrus.su