Город Безнал в ростовских автобусах: пользуются единицы, платят все

Безнал в ростовских автобусах: пользуются единицы, платят все

Внедрение безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте терпит фиаско. Арбитражный суд подтвердил, что присоединяться к системе АТП могут только добровольно. Фактически последним форпостом дорогостоящей инновации остается муниципальный транспорт, но и в нем дела у транспортных карт идут не лучшим образом. При этом горожане по-прежнему ежедневно платят за дышащий на ладан безнал наличными: как ранее заявляли чиновники, затраты на систему заложены в стоимости проезда.

Арбитражный суд и антимонопольщики фактически поставили крест на судьбе столь широко разрекламированной и ожидаемой «карточной» системы оплаты проезда в Ростове-на-Дону. Инновация, которая обещала освободить руки водителей и пассажиров от мелочи, избавить водителей от дополнительных инкассаторских и кондукторских обязанностей и вообще сделать жизнь лучше, похоже, останется уделом бюджетников и немногих горожан, которые пользуются только муниципальным транспортом. Суд и ФАС признали, что внедрение новаторской системы оплаты сопровождалось нарушениями законодательства в отношении владельцев солидной доли городского парка общественного транспорта – коммерческих перевозчиков.

Напомним, внедрение безналичной системы оплаты проезда в транспорте Ростова-на-Дону предусматривала городская программа на 2007–2010 годы. В открытом конкурсе победило ООО «НТЦ «Измеритель» (Москва), с которыми заказчик – департамент транспорта Ростова – заключил инвестсоглашение. В дальнейшем администрация Ростова приняла постановление, которое обязывало АТП Ростова заключить договор присоединения к системе, а департамент транспорта выпустил распоряжение №81, по которому перевозчик должен был установить за свой счет необходимое оборудование на подвижном составе. Если приборы не установлены, с АТП могли расторгнуть договор на перевозки. При этом инвестор со временем возмещал свои затраты за счет транспортников, которые покупали оборудование, и горожан, которые приобретали транспортные карты.

Именно такой подход – инвестор вкладывает свои средства, а потом «отбивает» их за счет АТП, которые перечисляют процент от прибыли – и стал камнем преткновения и яблоком раздора. Безнал перевозчики восприняли в штыки, не стесняясь в выражениях. Пиковых показателей скандал достиг в феврале 2011 года, когда перевозчики собрали журналистов, чтобы заявить об отказе принимать участие в проекте.

«За 27 месяцев я должен заплатить 6,9% выручки, шесть миллионов рублей, паразиту этому, оператору. В чем тогда плюсы системы?» – предельно доступно высказался генеральный директор ООО «Транс-Экспресс» Николай Бех.

«Правила проведения конкурса и параметры работы системы придумывал не инвестор. Мы участвовали в открытом конкурсе, и его параметры есть в сети Интернет на сайте городской администрации, они четко прописаны. Показатель в 6,9% был в конкурсной документации. Ее мы брали на общих основаниях в Департаменте транспорта», – пояснила тогда проект-менеджер ООО НТЦ «Измеритель» Катерина Брок.

Тем не менее перевозчики потребовали внести в существующий «кабальный» договор ряд изменений. Отказаться от перечисления 6,9% выручки, заменив это фиксированной суммой, включить все АТП в число учредителей оператора системы – компании «Ростов-Транспорт». Но самое главное – вводить безнал только после пересмотра экономически обоснованного тарифа на проезд, чтобы избавить АТП от не нужных им затрат.

Впрочем, ненужные затраты вскоре отпали сами собой: скандал привлек внимание контролирующих организаций, и уже осенью 2011 года УФАС РФ по Ростовской области признало МУП «Департамент транспорта» нарушившим законодательство и потребовало отменить пресловутое распоряжение №81, которое вынуждало АТП подключаться к безналу. К этому времени система, которая фактически уже работала на муниципальном транспорте – в троллейбусах, трамваях и автобусах – уже дала поводы для иного взгляда. Комментируя решение антимонопольщиков, директор АТП-3 «Транссервис» Вячеслав Караев, предприятие которого было одним из пионеров по внедрению безнала, отметил неэффективность построения системы в целом.

«К сожалению, теоретические плюсы от внедрения системы компенсируются практическими минусами ее реализации. Прежде всего это темпы внедрения системы. Ввести в эксплуатацию безналичную систему оплаты проезда в общественном транспорте Ростова планировалась еще в 2010 году. Затем сроки перенесли на март 2011-го, затем опять передвинули. Сейчас в Ростове установлено 55 терминалов оплаты, из которых подключено 40*. При этом работают далеко не все из них. И это – на миллионный город! Есть существенные вопросы и к технической реализации системы. Зачастую при приобретении карты автомат не срабатывает и, приняв деньги, вместо карты выдает чек о технической ошибке. Получив такой чек, человек вынужден ехать в офис «Ростов-Транспорт», писать заявление на возврат денег. Это дискредитирует идею безналичного проезда в глазах населения», – рассказал он, добавив, что АТП не устраивает и сложность взаиморасчетов, и высокий процент за обслуживание системы.

На днях октябрьское решение антимонопольщиков поддержал 15-й арбитражный суд, который назвал недопустимыми попытки заставить АТП Ростова присоединиться к безналу.

«Также антимонопольный орган предписал исключить из долгосрочной целевой программы положения, предусматривающие возможность возмещения затрат инвестора, связанных с внедрением и использованием системы, за счет средств пассажирских транспортных предприятий и граждан, отменить распоряжение №81 и уведомить пассажирские АТП Ростова-на-Дону о том, что заключение договоров присоединения к системе не является обязательным», – добавила пресс-секретарь Ростовского УФАС Екатерина Соколова.

Таким образом, после решения суда и УФАС единственным форпостом безнала в Ростове остается муниципальный транспорт – автобусы, троллейбусы и трамваи. Правда, для системы это означает фиаско: сегодня безналом пользуются льготные категории граждан, которым выдают карты в органах соцзащиты, и счастливчики, потребности в передвижении которых полностью покрывает муниципальный автотранспорт. По подсчетам Вячеслава Караева, таковых около двух тысяч. Всего же, по данным на конец 2011 года, в Ростове выдано или приобретено 115 302 транспортных карты. Точное число «карточных» пассажиров муниципальный перевозчик назвать затруднился, отметив, впрочем, что число безналичных поездок общей погоды не делает.

«На нашем предприятии все устройства для безналичной оплаты проезда работают. Однако очень мало людей, единичные поездки оплачиваются по безналу», – рассказал заместитель генерального директора МУП МТК «Ростовпассажиртранс» Константин Лашенко. Целесообразно ли продолжать эксплуатацию системы при таких условиях, он оценить затруднился, сославшись на то, что муниципальная транспортная компания не вправе принимать такие решения самостоятельно.

Прояснить дальнейшую судьбу безнала оказалось затруднительным: на момент публикации редакционного материала руководство департамента транспорта, как сообщили в приемной, находилось на выезде. Однако, по сути, это вопрос принципиальный для всех пассажиров общественного транспорта Ростова-на-Дону. Ведь, как сообщали ранее журналистам представители департамента транспорта, затраты на внедрение безнала заложены в тарифе на проезд. И если безнал официально признают неработающим, у горожан появится веская причина потребовать пересмотра стоимости проезда.

Фото: Фото с сайта rostov-ts.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
35
ТОП 5
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Дано» и решение. Рассуждаем о том, как женщины в колясках рожают и воспитывают детей
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления