К 15 апреля Ростовская область избавится либо от ям, либо от нерасторопных руководителей дорожного хозяйства. Столь недвусмысленным посланием губернатора Василия Голубева завершился разговор на повышенных тонах в областном правительстве. На чью сторону склонятся весы фортуны, следят и чиновники правительства, и блогеры, которые провели интернет-перепись ям Ростова.
В субботу и воскресенье дорожные службы в Ростове были особенно активны. Грузовики с асфальтобетоном и дорожная техника работали и ночью, и днем, что вылилось в серьезные дорожные заторы. Они значительно осложнили жизнь общественных активистов, которые стали на борьбу за метры качественного асфальта в донской столице.
«В Ростове закончилась не зима, а война, судя по дорогам. Мы решили подпортить жизнь чиновникам и заставить их починить наши дороги!» – заявил координатор движения «Левый Фронт» в Ростовской области Владислав Рязанцев.
Субботний «ямопробег» задумывался как масштабная акция протеста, но большого резонанса не получилось. К назначенному часу на парковке возле ТЦ «Горизонт» собралось семь машин. Активисты распределились по маршрутам, вооружившись фото- и видеоаппаратурой и требованиями ГОСТа, согласно которым яма на дороге не должны быть больше 15 см по длине, 60 см в ширину и 5 см в глубину.
Простояв несколько часов в пробках, активисты добились заветной цели и к вечеру обнаружили в Ростове предостаточно ям, не соответствующих ГОСТу. Для кого предназначалось это откровение, осталось загадкой.
Утром понедельника правительство Ростовской области пригласило прессу лично оценить, как продвигается ямочный ремонт областных трасс. Группу журналистов вывезли на дорогу в село Пешково Азовского района, по состоянию дорожного покрытия далеко не самую проблемную в донском регионе.
На глазах корреспондентов явно заранее заготовленную для латания яму двое дорожных работников с совковыми лопатами торжественно забросали асфальтобетоном, после чего третий специалист прошелся по свежей латке асфальтоукладчиком.
На этом фоне начальник отдела эксплуатации азовского ДРСУ Юрий Кушнарев рассуждает о технологиях и стандартах дорожного строительства: «Появление ям можно объяснить тем, что изменилась нагрузка на дороги. Если раньше рассчитывалось, что по дороге будут ездить десятитонные фуры и пятитонные ЗИЛы, то сейчас на Краснодар идут тяжелые тонары и перегруженные зерновозы. Такой нагрузки не выдерживает нижний слой дороги, ее основание».
Специалист подчеркнул, что его подопечные привели в порядок порядка 6000 км дорожного полотна. По его словам, определенные коррективы внесла погода. Из-за дождей приступить к ямочному ремонту дорог в Азовском районе удалось только 3 апреля. Тем не менее задачу губернатора никто не отменял, и дорожники намерены уложиться в срок.
«Паспортная гарантия после ямочного ремонта составляет три года», – обнадежил собравшихся Юрий Кушнарев.
Пока в условиях жесточайшего цейтнота рабочие «добивают» оставшиеся ямы, эксперты пытаются разъяснить, почему в Ростовской области одна из извечных российских бед ежегодно встает столь остро. Дело – в чрезмерной изношенности всего дорожного полотна, которая сформировалась с советских времен.
«Налицо огромный недоремонт дорог, то есть не соблюдаются межремонтные сроки. Скажем, сделан на каком-то участке капремонт, через 3-4 года надо провести обычный ремонт, устранив появившиеся недостатки. Практически все городские дороги сейчас нуждаются во внимании, заботе и качественном ремонте», – констатирует начальник федерального управления автодорог «Северный Кавказ» Владимир Рожков.
Кроме того, донской регион расположился в крайне непригодной для качественного асфальта климатической зоне, объясняет эксперт.
«Климат в Ростовской области такой, что зимой часто происходит так называемый переход через ноль, то есть ночью держится отрицательная температура, а днем становится тепло, все вокруг тает, лед превращается в воду, которая заполняет собой все микротрещины в дорожном покрытии и разрушает его основание. В самом городе Ростове практически отсутствует ливневая канализация, а для дороги нет ничего хуже, чем постоянная вода и резкий перепад температур. Прибавьте сюда высокую интенсивность движения, и вы поймете, что зимой нагрузка на дороги резко возрастает, и они, увы, с ней не справляются».
Тем не менее уже завтра инспектировать ростовские дороги отправится лично губернатор Василий Голубев. На объезд он пригласил мэра Михаила Чернышева.