Вопреки названию и историческому имиджу, «Левый фронт» в Ростове, скорее, сила объединительная. По крайней мере, в течение двух лет существования ростовского отделения никаких экстравагантных выходок за ним не наблюдалось. Ребята приятно удивляют отсутствием популистских лозунгов и дипломатичностью формулировок, несмотря на то, что умудрились собрать под своими знаменами коммунистов, эсеров и даже ростовских мам. Об акции, которая уже состоялась, и в том случае если она не состоится, 161.ru побеседовал с руководителем ростовского отделения Всероссийского движения «Левый фронт» Владиславом Рязанцевым.
– Итак, Владислав, «Левый фронт» предложил в Ростове провести прямо напротив здания областной администрации акцию протеста против принятия закона о льготах для ушедшего в отставку губернатора.
– Да, заявку на проведение акции в городскую администрацию мы подали 23 июня. И настаиваем на непартийном характере мероприятия. Принять в нем участие изъявили желание не только местные коммунисты, но также представители партии «Справедливая Россия», обманутые дольщики, голодающие пенсионеры-шахтеры Зверево и даже... активистки проекта Rostovmama.ru. Нас сложно обвинить в желании просто попиариться, потому что слишком много разных людей поддержали нашу инициативу. Достаточно посмотреть, сколько народу подписалось под акцией на сайте Sborgolosov.ru.
– Акцию вы просили согласовать на 7 июля, сегодня 5 июля. Как успехи?
– 29 июня я пошел в горадминистрацию забирать ответ. Очень впечатлило, что произошло это не буднично – в канцелярии, а ко мне специально спустился человек из кабинетов наверху и лично вручил отказ.
– С какой формулировкой отказали?
– Как всегда – очень занятной. «В виду повышения плотности пешеходных потоков». Иными словами – напротив здания областной администрации очень много ходит народу? Мы будем им мешать там ходить. В проведении акции нам не отказали, просто предложили перенести ее в другое место, как обычно, – к Дворцу спорта.
– Но вас это не устраивает? Почему? Тоже ведь центр города.
– Существует определение Конституционного суда России касательно права и места проведения акций протеста. Так вот, согласно этому определению, между самой акцией и местом ее проведения должна существовать коммуникативная связь: те, против кого протестуют, должны видеть тех, кто протестует. У тех, кто изъявил желание принять участие в акции протеста против «закона о льготах для бывшего губернатора», нет никаких претензий ни к донским спортсменам, ни к администрации Дворца спорта.
– То есть акции не будет совсем или акции не будет именно там?
– Я надеюсь, что акция все же состоится там, где она была изначально запланирована, и что новый губернатор не станет пятнать себя разгоном людей, которые вполне мирным образом намерены выразить свое отношение к происходящему в области. Тем более что мы не требуем отставки Василия Голубева.
– Абсолютно мирная акция? Никаких призывов долой?
– Мы предложили всем желающим захватить с собой лист черной бумаги или черную ткань. Одним словом, мы, как наши единомышленники в свое в время в Москве – Лужкову, хотим вручить «черную метку» новому губернатору, который подписал этот спорный закон, и депутатам областного Законодательного собрания, которые его инициировали. Кроме того, «Левый фронт» выступает за возвращение системы выборов губернаторов. То, что нас поддержало столько людей в Интернете, говорит о том, что идея витает в воздухе.
– Да, махать «черными метками» под окном у ничего не подозревающих спортсменов будет, мягко говоря, странно. То есть вы все же намерены как-то показаться на глаза администрации области. Не боитесь, что вас попросят оттуда силой?
– Нет, не боимся. Более того, я приглашаю сотрудников ФСБ и МВД присоединиться к нашей, подчеркну, исключительно мирной акции. Что касается отказа городской администрации, то я сегодня же намерен в суде обжаловать это решение как противоречащее закону.
– Разрешения нет, митинговать напротив Дворца спорта бессмысленно. Вы все еще уверены, что акция состоится?
– Многие из тех, кто поддержал протест в Интернете, не скрывают своих имен. Это говорит о том, что масса людей уже готова идти до конца. Я надеюсь, что так оно и будет.
– По поводу реализации в России ст. 31 Конституции о праве на собрания и акции протеста, в стране уже не первый год идет ожесточенная борьба. Каждое 31-е число в стране проводятся митинги с призывом к властям – соблюдать конституционное право и не препятствовать оппозиционерам. Во многих городах эти акции разгоняются или запрещаются вовсе. К акциям «31 число» «Левый фронт» тоже имеет отношение?
– Мы эту инициативу поддерживаем. Более того, 31 марта, накануне проведения акции в Ростове мне пришлось провести семь часов в беседе с сотрудниками Центра по противодействию экстремизму. На время проведения саммита Россия – ЕС в мае-июне я двое суток просидел в изоляторе. 30 мая вечером возле дома ко мне подошли двое, сказали, что слышали, как я нецензурно выражался и приставал к прохожим, доставили в отделение, оформили протокол. Аналогичная судьба постигла двух моих соратников из Новочеркасска, которые тоже решили провести 31 числа акцию в защиту права собраний.
– Вам открыто когда-нибудь угрожали?
– В беседах с милиционером были намеки на реальный тюремный срок, если не прекращу заниматься оппозиционной деятельностью.
– Многие оппозиционеры жалуются на то, что нет желающих выходить на улицы и защищать свои права.
– Я не могу говорить за все регионы, но что касается Ростовской области, что здесь сложилась очень удушающая политическая система. Да, у нас митинги, слава богу, с ОМОНом не разгоняют. Но зато здесь процветает другая практика – организаторов просто отлавливают. Так что, я хочу сказать своими единомышленникам и тем, кто решил поддержать нашу «черную метку»: если 7 июля меня не будет рядом с вами, то означать это может лишь одно: у меня снова будут «профилактические» встречи.
– А лично вас почему так возмутил этот «закон о Чубе»?
– По-моему, это просто цинично. Когда столько нуждающихся в регионе... Те же пенсионеры-шахтеры, что периодически начинают голодать, требуя возвращения законных льгот. Там ведь дело даже не в бюджете, а дело в отсутствии закона, по которому эти деньги им можно вернуть. Но почему-то депутаты так оперативно обеспокоились благополучием Владимира Федоровича, а до несчастных шахтеров им дела нет годами. Мое мнение такое: сами предложили – сами обеспечивайте. Пусть скидываются с зарплаты и выдают. И потом: если кто не помнит, Владимир Федорович Чуб когда-то пришел к власти как раз не волне борьбы с привилегиями коммунистов-руководителей. А бывший председатель обкома КПСС Бондаренко, при этом до конца жизни прожил в однокомнатной квартире. Вот и думайте.
– По моему наблюдению, в КПРФ, в вашем «Левом фронте», очень много молодежи. Хотя еще лет 10 назад членство в левых партиях было уделом ностальгирующего по СССР старшего поколения. Почему молодежь так привлекают ваши идеи?
– Я думаю, все дело в искренности. В левое движение идут по убеждению, а не потому, что можно будет сделать карьеру в органах власти или съездить на Селигер.