Развлечения Дикарем в Индию!

Дикарем в Индию!

«...Когда я выбрал маршрут для путешествия, то, естественно, зашел в Интернет. Да, в нем можно найти, где расположен Тадж-Махал, в какой части страны находится Агра. Что Дели – на севере, а, допустим, Мадрас – на юге... – так начался рассказ об Индии моего собеседника, директора академии биржевой торговли «Форекс-Клуб» Владислава Шульца. – Но для человека, который просто сделал визу и поехал в чужое государство, данных крайне мало. Вот я прилетел, что делать? Как взять такси, чтобы тебя не развели на первом повороте? Сложно, когда даже примерно не представляешь себе, что там и как. Поскольку полезной информации я нашел мало, надеюсь, мой рассказ может быть полезен для людей, которые индивидуально путешествуют по миру.

В индийском номере меня ждали два пьяных гражданина. Классика жанра: это были парни из Норильска

Как всем известно, на улице сейчас кризис. В таких условиях в разные страны зачастую получается путешествовать дешевле и интереснее не через агентства, а напрямую, самому. Конечно, здесь турист сталкивается с такими сложностями, как знание языка, умение ориентироваться на местности, вести себя в чужой среде... Когда я готовился к поездке в Индию, то понимал, что хочу поехать дикарем, один, без туроператора, только с картой страны и списком интересных мест, которые хочу посетить в этой стране. Как показала практика, таких товарищей встречается достаточно много на дорогах мира.

Итак, я четко представлял, что хочу увидеть в Индии. Проехать по Дели, посмотреть Красный форт, храм Лакшми Нараяни, ворота Индии, храм Лотоса. Попасть в город Тирупати, посетить храм Шри Баладжи. Хотел посетить Ашрам – известного йога-мистика Саи Бабы, попасть на Гоа в деревню Арамболь, где живет мой друг Александр Манеев, известный специалист в области йоги, экстремальных путешествий и духовных практик. Побывать в городе Удайпур для посещения астролога Бригу, на севере страны – это был план-максимум, с которым я пришел покупать билет в Индию.

Скажу сразу – дешевле билет получилось купить через Турецкие авиалинии, перелет был через Стамбул, Дели – и обратно точно так же. На момент покупки билет стоил около 850 долларов США. Вылет из Екатеринбурга. В Дели я прибыл в четыре часа утра. Через Интернет у меня получилось узнать следующую информацию: те отели, которые мне подходят, находятся в Мейнбазаре – районе Дели. Сколько стоит такси, я не нашел, зато знал примерную стоимость проживания: от семи до 13-14 долларов США в сутки – номер с кроватью, с душем... ну, или ведром, куда из крана наливается холодная и горячая вода. В общем, условия, в которых вполне можно жить, тем более за такие деньги.

Еще из Сети узнал, что такси можно заказывать прямо в здании международного аэропорта Дели. У самого выхода справа и слева стоят будки, которые предлагают услуги такси. В левой – нормальные цены. В правой заряжают вдвое дороже, говоря при этом, что здесь такси с кондиционером. Левая будка также предоставляет машины с кондиционером, но молча. Это я знал. Заказал такси в левой будке и за 300 рупий – шесть долларов – уехал в район Мейнбазар. Таксист подвез меня к маленькому туристическому офису, когда было полпятого утра. Как оказалось, ближайшие два дня в городе проходила выставка, и в дешевых отелях просто-напросто не было мест. Мне предложили вместо номера отеля в 350 рупий койку в шестиместной ночлежке за 400 рупий. Разница, конечно, не так чтобы ужасающая, к тому на часах было пять утра и за плечами двое суток бессонных перелетов – я решил остановиться на предложенном варианте. Что представлял собой номер? Комната с одним окном в туалете, выходящим в стену соседнего здания, над головой – прибор, видимо, выполняющий функции кондиционера. Но не кондиционер, хотя провод есть, и зачем-то вилка в розетку воткнута.

Когда я зашел внутрь, две кровати уже были заняты пьяными гражданами. Классика жанра: это были парни из Норильска. Я до Индии уже покатался по миру и попытался хоть что-то просчитать заранее. В тот момент понял, что здесь герой не я. А те два парня, которые в первый раз в жизни поехали за границу, причем дикарями, причем в Индию! В самолете, соответственно, пошла в ход текила, и с рейса их транспортировали в эту ночлежку.

Я ночевал в одежде, как и они, потому что... как вам сказать.... простыня на постели, конечно, была, но в первый день я не готов был раздеться. На ней и уснул. Точнее, отключился.

Как узнал чуть позже, не учел очень важный момент. Место, куда я попал, в действительно был Мейнбазар, но нужно было сказать еще слово «Пахарганж», чтобы попасть в ту часть района, куда я планировал. На следующий день мы встретили нормального индуса, который производил впечатление интеллигентного человека. Он объяснил нам ценовую политику: оказалось, мы везде заплатили именно столько, сколько оно стоило, без обмана. С его помощью нашли нормальный отель, который обошелся по 200 рупий (четыре доллара) на человека в сутки – трехместный номер с нормальным душем и телевизором. После чего мы с ребятами из Норильска пошли смотреть окрестности Дели.

Кумар на всю улицу скандировал русские поговорки, смысла которых не понимал

Удобный вариант знакомства с городом – с помощью моторикши. В целом, если кататься на нем весь день – примерно с 11 утра и до 6-7 вечера – это будет стоить от 400 рупий, или восемь долларов. Ты везде ездишь на моторикше, он останавливается и терпеливо ждет тебя, если расплачиваться с ним в конце. Будет ждать тебя столько, сколько ты хочешь и где ты скажешь. Конечно, лучше брать такого, который хоть немного говорит по-английски. Еще лучше попался нам – наш рикша по имени Кумар немного говорил по-русски. Единственное неудобство – он все время пытался поразить своим знанием нашего языка, которое сводилось к исполнению матершинных частушек и поговорок, которым его обучили предыдущие туристы из России. Причем, как мы поняли, смысла этих поговорок он не знал. Следует заметить, индусы в целом более целомудренны, чем россияне, и к бранным словечкам традиционно относятся с негативом. Когда мы ему рассказали, о чем он поет на всю улицу, ему подурнело. Кумар, кроме того что пытался петь по-русски, еще немного говорил по-английски и предложил провести экскурсию. Мы примерно представляли, какие места хотим увидеть, и согласились.

Мы посетили с ним храм Лакшми Нараяни, ворота Индии и, в конце концов, решили где-нибудь спокойно поужинать и выпить кружку пива. Оказалось, что в Индии нельзя ходить по улице и пить пиво, а также курить сигареты. То есть они периодически ходят и курят, но не пьют точно. Где-то берут алкоголь и, прячась, выпивают его. Для того чтобы купить пиво или иной алкогольный напиток, нужно знать место, где его продают – это все регламентируется государством. Кумар привел нас в такой ларек, где сидели граждане и продавали алкоголь; мы купили пиво, и он нам сказал: «Ну, ребята, вон там – в закоулке – можно его и выпить». В общем, мы стояли и давились этой банкой пива: желание в дальнейшем повторять такой опыт у нас сразу пропало.

Следующая цель – город Тирупати, это юг Индии, рядом с Мадрасом, где я планировал посетить храм Шри Баладжи. Вечером того дня, когда прощались с нашим рикшей, мы пошли прогуляться рядом с отелем. Там я случайно встретил паломников кришнаитов из Белоруссии – Александр, Вриндаван и наставник группы паломников Юго Аватара. У них был довольно большой тур, и следующим городом назначения как раз был Тирупати. Паломники предложили мне поехать вместе с ними. От Дели до Тирупати – примерно как из Челябинска до Москвы, около двух тысяч километров и примерно полтора суток пути поездом – с севера на юг. Билет на это расстояние мне обошелся в 13 долларов, или 600 индийских рупий. Настоящая достопримечательность страны – это поезд, на котором можно туда добраться. Называется Керала-экспресс. Суперэкстрим для заевшихся путешественников. В нем, как и везде, есть разные классы. Но если хочешь понять дух народа, нужно ехать там, где едут обычные, простые люди (слиппер-класс). В вагонах высокого класса, также как и в отелях высокого класса, все одинаковые – ходят в костюмах и едят примерно одно и то же.

Итак, я ехал в плацкарте с решетками вместо окон, прибитыми к потолку вентиляторами и без постельного белья – его там просто не выдают. Индийцы, как известно, ходят босиком – так они и спали, выставив свои конечности с грибковыми заболеваниями в проход. Про Керала-экспресс я, кстати, слышал и раньше: что есть такое чудо без окон без дверей, полна горница людей, которое ездит через всю Индию. Да, у нас здесь холодно, зато люди в основном помытые, а там жарко – но вот так.

В поезде встречаются просто уникальные люди. От экзотических калек до трансвеститов, которые, как говорят, представляют местный криминал.

Итак, день: средние полки висят на цепях, прилечь нельзя, поскольку все сидят на твоем месте – и начинаются хождения. Попрошайки – личности очень колоритные. Скажем, у одного полноги нет, но она зажила так, что кость торчит наружу. Индийские трансвеститы – вот уж чего-чего, а встретить их в Индии, в поезде, я никак не ожидал. Это своеобразная группировка или, может, каста: люди, одетые в очень яркие сари, подходят к каждому пассажиру, громко хлопают в ладоши, создавая повод, чтобы те скинулись деньгами. Хотя к нам не подходили – может, вид у нас был суровый. (Смеется.)

Запомнились дети: девочка постарше в начале поезда стучала в барабан, а две малышки делали акробатические трюки с обручем. Взрослым мы денег не давали, чтобы их не пропили и карму нам не испортили – давали еду, деткам я денежку подал.

В поезде носили еду, но в сочетании с калеками и людьми, которые отдыхали на верхних полках со своими кожными заболеваниями, купить ее я не решался. Ел только махо просад (пища, предложенная Кришне), которой угощал меня Вриндаван, мандарины и бананы, поскольку был уверен: под кожурой будет чистый фрукт.

Очередь в храм Шри Баладжи настолько велика, что мавзолей Ильича нервно курит в сторонке

Общаясь с паломниками-кришнаитами, я узнал историю индийских божеств, это очень интересно. Вообще, у меня о кришнаитах впечатление резко поменялось. Если раньше я представлял их какой-то сектой, которая затягивает и потом различными путями разводит человека на продажу машины-квартиры и передачу денег кому-то из них, то теперь могу сказать следующее. Изначально те, кто в самом деле занимается служением Кришне, – чистые люди, у которых крыша не съехала, они все адекватно понимают и соображают. Просто этой возможностью воспользовались жулики – как любым другим порывом человеческой души. Действительно, один из постулатов говорит о том, что не нужно привязываться к мирским ценностям. Нечистые на руку личности его перевернули в то, что эти ценности надо отдать, срочно переписать на имя фирмы «Рога и Копыта». Хотя просто нужно больше думать о вечном, а не о том, чтобы купить 35 джинсы. О знакомстве с кришнаитами могу сказать одно: такое общение вносит чистоту в разум. С ними я и приехал в Тирупати.

Это был четвертый день в Индии. Мы прибыли в Тирупати и поселились в ашраме при храме Искон. В quest house за пять долларов в сутки в твоем распоряжении чистая кровать в чистом номере, нормальный душ и двухразовое питание: с 9 до 10 и с 16 до 17 часов. Естественно, вся пища вегетарианская, но ее хватает, чтобы нормально поесть.

Пятый день. Поехали на встречу со Шри Баладжи – одна из аватар Кришны. Храм, посвященный ему, – второй по богатству на всем земном шаре после Ватикана. Его годовой доход составляет примерно 40 млн долларов США. На территорию храма войти очень сложно, сначала нужно добраться. Едешь на автобусе по серпантину высоко в гору. Прибываешь, сдаешь документы, телефоны и фотоаппараты, тебя записывают, выдают пропуск и запускают в очень длинный узкий коридор из металлических решеток. Оттуда уже не выбраться – идешь от четырех до семи часов. Очередь в храм Шри Баладжи настолько велика, что в мавзолей Ильича просто нервно курит в сторонке. Там не дают задерживаться, когда подходишь к самому божеству, поэтому идешь довольно быстро. По ходу коридора – еще три полицейских кордона.

Когда ты входишь в храм – ощущения непередаваемые. Вы когда-нибудь видели пластину золота 4 х 6 метров? Такими пластинами обнесен весь храм. Золота – ужас сколько. Существует точка зрения, которой, судя по всему, следуют многочисленные посетители храма: все, что попросишь у Шри Баладжи, сбывается. Единственный момент – бойся не того, что ты просишь у бога, а того, что он тебя услышит. Готов ли ты это принять…

Следующий день я провел с паломниками Кришны, погулял по городу Тирупати, сердечно поблагодарил их за прием, оставил немного денег в качестве пожертвования и уехал с юго-востока на юго-запад страны. Это примерно 29 часов и четыре автобуса. Итак, на шестые сутки я поехал на Гоа, из крайней восточной точки на крайнюю западную – в Арамболь.

Путешествовать по Индии можно при условии, что вы не девушка

Первым делом из Тирупати я приехал в Бангалор. Выехал, видимо, на час позже, и, естественно, на пересадку на другой автобус опоздал. Сижу на автобусной станции, 9:30 вечера. Следующий рейс в сторону Гоа идет в 10:00, потом 10:30 и в 11:00. Ощущение: где-то в южной Индии… Просидел с 9:30 до двух часов ночи. Автобус не пришел. Собрались пассажиры со всех трех маршрутов. Вызвали полицию. Полицейские ходили вокруг офиса турфирмы, стучали по двери бамбуковыми палками и ругались. Работники автобусной фирмы, видимо, догадались, что транспорта не предвидится, и куда-то сбежали. Пассажиры начали срывать бумаги расписаний внутри офиса и все время кому-то звонили по телефону. Появилось ощущение начала погрома офиса. Полиция тем временем вызвала начальство, которое приняло горячее участие в судьбе пассажиров и запросило муниципальный автобус. Следует отдать должное, в Индии полиция заботится о своих гражданах. Глубокой ночью пришел опоздавший автобус. Вышел водитель и был тут же схвачен одним из пассажиров за шиворот и доставлен полицейским. Маленький индиец вырвался и на всякий случай отбежал в сторону. Второй водитель, весь измазанный в масле, объяснил, что все четыре часа чинил транспорт. Короче, в два часа ночи мы покинули Бангалор. Снова с решетками на окнах, но там это, в отличие от поезда, понятно: обезьяны могут запрыгнуть в окно. Случаются ситуации, когда животные не пропускают одинокого прохожего возле джунглей. Стая может перекрыть дорогу, и, если человек ничего не дает, может напасть, отобрать сумку и так далее. Обезьяний рэкет в полный рост.

В два часа дня мы приехали еще в один промежуточный пункт – Белгаум, из которого я на последнем автобусе должен был ехать на Гоа. В салоне я был единственным иностранцем и, соответственно, единственным белым. Ко мне относились с уважением, в том числе злополучной ночью, – показывали на меня пальцем и говорили: вон, даже иностранцев кинули на автобус… В поездке вежливо расспрашивали про Россию, угощали жвачкой и чаем, рассказывали про себя. На остановке один из индусов проводил меня до станции, показал, на какой автобус сесть и даже показал вход в него. К индийскому народу теперь я отношусь очень хорошо.

В Арамболе меня встретил Саша Манеев. Весь путь с востока на запад Индии – 29 часов – я практически ничего не ел. Самое странное, и не хотелось. Именно там, в Арамболе, я побывал на карнавале. Казалось бы – небогатая страна, более чем скромное существование большинства населения. Но почему-то, однажды попав сюда, богатые иностранцы забывают про свой бизнес, предпочитая всему беззаботную жизнь.

Резюме такое. Путешествовать по Индии одному можно – при условии, что вы не девушка. В этом случае вам будет гораздо труднее. Безусловно, индусы – не арабы, но все равно пристают. Проще – с подругой, лучший вариант – со спутником. Иначе вам предложат все, что пожелаете, причем совершенно бесплатно!

Когда индийцы пытаются вытянуть из вас деньги обманом – это очень смешно…

Питание в Индии в основном вегетарианское. Если вы хотите, утром вам поджарят яичницу и сделают кашу. Сыр там довольно сложно встретить: есть местный сыр – панир, типа адыгейского. Есть лепешки чапати – тесто с водой, приготовленное на огне, есть йогурт, кисломолочный продукт. Есть ласси – нечто типа йогурта, смешанного с любым фруктом или овощем. Есть дешевые свежевыжатые соки – рублей 15 на наши деньги, за исключением сока какого-нибудь фрукта, на который просто не сезон. Кстати, если на продут не сезон, вы это услышите от продавца. Что есть в жителях Индии положительного – они не кидают. Естественно, они будут пытаться вытянуть из вас вытянуть деньги обманом, но это все так вилами на воде писано и так смешно… Там, где живешь, питаться не имеет смысла – и без того достаточно мест на улицах, где можно поесть. Критерий и главный показатель – смотреть, где сидит много индусов или много европейцев. Соответственно, там, где мало вторых и много первых, может оказаться, что еда слишком острая. Но скажете no spice – будет вам no spice.

Еще есть индийское блюдо – малай кофта. Такие шарики из сыра с бобовыми, добавлены орехи кешью и немного изюма. В общем, это соленое блюдо, не сладкое. Им наедаешься, и стоить оно будет рублей 40. Его хватит, чтобы поесть – это я говорю как мужчина средней комплекции. Есть различные овощные котлеты, если хотите – китайская кухня, европейская. Другими словами, с тем, чтобы недорого поесть, проблем не будет. Индийцы абсолютно нормально относятся к тому, что вы попросите салфетку и протрете лишний раз ложку – вам принесут. Таким образом, поесть там можно недорого – рублей на 50 в переводе на наши деньги. Можно и дешевле.

Что еще имеет значение для отдыха в Индии? С мая по август там период мунсуны – во-первых, жарко, во-вторых, дожди. Это не сезон. Очень напоминает эффект саун. Дождь льет не все время, но 50 градусов за окном делают отдых невыносимым. Это происходит каждый день.

Таким образом, самостоятельный отдых в Индии – в общем-то, недорогое удовольствие: долететь до Дели – 850 долларов – туда и обратно, добраться с севера на юг – от 13 долларов в вагоне плацкартного типа. Чтобы доехать с востока на запад, я отдал еще 18 долларов. На Гоа дал себе несколько дней отдохнуть – покупаться в Индийском океане, позаниматься йогой. Оттуда я и улетел. Билет на самолет с юга на север стоит от 64 долларов.

Путешествовать эконом-классом в сутки получается от 10 долларов: сюда входит проживание и питание, если не пить пиво. На фоне того, что средняя цена предлагаемых туров от туристических компаний – в районе 1800 долларов без перелета, то, чтобы отдохнуть пару недель и проехать по всей стране, можно уложиться в 1300 долларов с авиабилетами.