ƒарь€ –огова стала лучшим учителем года –остова-на-ƒону
ƒарь€ –огова стала лучшим учителем года –остова-на-ƒону

ћолода€ учительница физики работает в школе №49 уже четыре года. ¬ прошлом году она стала лучшим педагогом-дебютантом в –остовской области, а в этом году получила звание «”читель года –остова-на-ƒону».

ћолода€ учительница представит –остов на областном этапе конкурса
ћолода€ учительница представит –остов на областном этапе конкурса

— ƒарь€ ¬алерьевна, с какими трудност€ми сталкиваютс€ молодые учител€, когда приход€т в школу?

— “рудностей очень много.  огда ты приходишь работать в школу, плохо представл€ешь, что надо делать. ≈сть какие-то школьные воспоминани€, университетский опыт, но как организуетс€ учебный процесс, ни один университетский предмет не расскажет.  огда € пришла работать в школу, мне было 22 года, моим старшим ученикам — 18. Ќужно было так выставить рамки в общении, чтобы не была очень больша€ дистанци€, ведь педагог должен быть другом, но и не очень маленька€ — чтобы не допустить панибратства. “ы приходишь в школу, а там 200 новых лиц, и с каждым новым человеком нужно выставить эти границы. ¬се делала по методу проб и ошибок, в первый год было очень т€жело. ”читель должен быть капитаном корабл€, но € сначала словно болталась где-то за бортом и старалась сделать так, чтобы команда мен€ не убила. » всЄ же мой возраст — одновременно и минус, и плюс. я старалась пон€ть реб€т, уловить, как проводить урок так, чтобы им было интересно. ќчень много задавала им вопросов, как бы им было интереснее.

— » вы изменили свой подход к проведению зан€тий?

— ¬ школе всЄ подчин€етс€ формальност€м, учебным планам и так далее. ѕожелани€ учеников часто остаютс€ только на бумаге, потому что работа учител€ сильно регламентирована. Ќо мне кажетс€, даже в этих рамках возможно создать услови€ дл€ свободы ученика. я предложила реб€там самим выбрать, на какую оценку и какой сложности задани€ они готовы делать. » многие говорили потом: ««дорово, что у нас по€вилось право выбора». ¬ообще, любого ученика можно заинтересовать учебой, даже того, кто с первого классе двоечник. Ќе бывает неспособных детей, просто начальные услови€ у них разные, например, в семь€х. Ќо дл€ каждого можно найти что-то, что ему по силам и что позволит ему поверить в себ€ и двигатьс€ дальше. я говорю: «≈сли не можешь сделать это задание, давай посмотрим что-нибудь другое». ј в старших классах у мен€ реб€та часто сами провод€т маленькие зан€ти€ по разным темам. “ак они получают практику публичных выступлений, учатс€ не бо€тьс€ выступать перед аудиторией. ”мение говорить и объ€сн€ть точно понадобитс€ в любой профессии.

 огда молода€ учительница пришла работать в школу, ей было 22, старшим ученикам — 18
 огда молода€ учительница пришла работать в школу, ей было 22, старшим ученикам — 18

—  ак изменились ваши представлени€ о школе, если сравнивать с тем временем, когда вы сами были ученицей, студенткой?

— –озовые очки были.  азалось, раз € чудесно знаю физику и сама вс€ така€ молода€, всЄ должно быть идеально. Ќо нет, так не бывает. я столкнулась с тем, что нужно находить подход к каждому ученику. “€жело было учитьс€ взаимодействовать с родител€ми реб€т. ¬ университете привыкаешь, что ты самосто€тельный, и мама и папа уже не так интересуютс€ твоей учебой. ј в школе родители стараютс€ всЄ знать про своих детей, и € была к этому психологически не готова. Ѕыл «комплекс самозванки» — мне всего 22, а люди мен€ в два раза старше.  ак € могу что-то им объ€сн€ть и давать советы?

Ѕывает, дети с учител€ми общаютс€ больше, чем с родител€ми. ¬ какой-то момент € пон€ла, что лучше на п€ть минут меньше поговорить о физике и потратить эти п€ть минут на простой разговор с детьми. ќ том, что их волнует, что им близко и интересно. ≈сли вижу, что дети не готовы заниматьс€, € могу им прочесть что-нибудь, например, рассказ ∆ванецкого «ќбразованный счастлив в старости» и посв€щу дес€ть минут его обсуждению. » после этого уроки проход€т просто на ура, вопросов, зачем нам всЄ это учить, не остаетс€.

— „то волнует современных подростков? „ем они готовы делитьс€ с учителем, а чем нет?

— я сравниваю современных реб€т и себ€ в их возрасте и понимаю — они очень смелые. ќни готовы говорить о многом, готовы делитьс€ переживани€ми о самоопределении, их волнует, что происходит в нашей стране. я восхищена тем, что они, хоть формально и не имеют еще права голоса, но уже думают о том, на что могут повли€ть. ќни более заинтересованы и активны, чем даже моЄ поколение. –еб€та с удовольствием дел€тс€ со мной своим мнением, например, о ситуации в стране, знают, что € их не буду осуждать, даже если не согласна. ћы с учениками часто общаемс€ в социальных сет€х, они прос€т прислать им, например, почитать что-нибудь интересное.

”ченики ƒарьи ¬алерьевны знают, что она не осудит их за личное мнение
”ченики ƒарьи ¬алерьевны знают, что она не осудит их за личное мнение

— —ейчас говор€т, что «протест помолодел», на митинги ходит очень много школьников, студентов. „то вы об этом думаете? —охран€т ли они свой энтузиазм и желание что-то изменить, или это просто подростковый бунт, который с возрастом сойдет на нет?

—  огда € спрашиваю у реб€т, почему им это (ходить на митинги. — ѕрим. ред.) так интересно, они отвечают, что наблюдают за тем, что происходит, на прот€жении 17 лет, и им хочетс€ узнать, кака€ будет жизнь, если что-то изменитс€. ≈сли они не потер€ют веру в то, что мнение одного человека может что-то помен€ть, то со временем это может привести к положительным переменам. √лавное — набратьс€ опыта. я верю, что если они захот€т изменить жизнь в нашей стране в лучшую сторону, то им ничего не помешает это сделать.

— ƒети часто пытаютс€ спровоцировать учител€?

— ƒа, мен€ провоцировали не раз. Ќо это свойственно всем люд€м — чтобы установить границы в общении, нужно проверить рамки дозволенного. ƒети так набираютс€ опыта. » даже если ты позиционируешь себ€ как близкий им человек, это всЄ равно немного неправда, ты старше, и у теб€ всЄ равно больше опыта. ≈сли € вижу провокацию, € стараюсь ее обозначить и обсудить. Ќапример, когда ученик демонстративно не хочет ничего записывать. я могу остановить урок и без осуждени€ спросить: «ѕет€/¬ас€/ ол€, почему ты ничего не пишешь?» ќн говорит: «ћне лень». «ј что тебе было бы интересно?» ¬ диалоге мне могут предложить совершенно другую тему дл€ обсуждени€, и мы начинаем с нее, но в итоге приходим к теме урока. ќни потом говор€т: « ака€ интересна€ аналоги€». — провокаци€ми можно справл€тьс€, если слышать реб€т и быть гибким в своей работе.

— ћного ли сегодн€ подростков, которых можно назвать трудными, по сравнению с периодом, когда вы учились?

— Ќет, мне кажетс€, ничего не изменилось. ћне не нравитс€ словосочетание «трудный подросток», потому что все люди разные, есть разные семьи и установки. ≈сть реб€та, которые оказываютс€ в трудных жизненных ситуаци€х, и их вины в этом нет. »м нужно больше любви. ќни не трудные, они недолюбленные. » учитель может это компенсировать. »м не хватает прин€ти€ и поддержки. Ёто видно, они, как Єжики, колючие, но им самим очень т€жело…

”читель может компенсировать школьнику недостаток понимани€ и любви
”читель может компенсировать школьнику недостаток понимани€ и любви

—  ак думаете, можно было бы избежать трагических случаев в ѕерми, „ел€бинске и ”лан-”дэ, когда подростки с оружием нападали на своих одноклассников и учителей?

— ƒа, безусловно. —ейчас усиливают охрану в школах, это, конечно, важно, но всЄ-таки нужно пон€ть, что повли€ло на то, что ребенок начал себ€ агрессивно вести. » снова возвращаемс€ к недолюбленности и к тому, что дети не чувствуют границ дозволенного. ќни не понимают, что их свобода заканчиваетс€ там, где начинаетс€ свобода другого человека. √нев — это реакци€ ребенка на происход€щее в семье и вокруг него, и не нужно тут винить компьютерные игры и интернет. –одител€м и учител€м нужно больше удел€ть внимани€ позитиву, тогда не придетс€ говорить о плохом поведении и агрессии. ƒет€м нужно показать, что получать удовольствие от жизни можно по-разному, и тогда они не захот€т развлекатьс€, унижа€ других и издева€сь над ними. ” мен€ классное руководство в п€том классе, и за этот год мы с реб€тами где только не были: на научных квестах, на театральных мастер-классах, в сыроварне, смотрели, как делают шоколад, к нам приходил проводить зан€ти€ флорист.

— ј что еще интересного вы делаете на зан€ти€х?

— Ќедавно к нам приходили арт-терапевты. ќн приносили музыкальные инструменты — флейты, гитары, бубны. Ѕольшинство реб€т играть на этом не умеют, но у них было задание — загадать эмоцию, радость, счастье, грусть и так далее и передать ее через музыку. ”ченики потом говорили: «я пон€л, что мен€ могут пон€ть и без слов». ћне кажетс€, после подобных зан€тий ребенку точно не захочетс€ про€вл€ть агрессию.

ƒарь€ ¬алерьевна — классный руководитель в п€том классе
ƒарь€ ¬алерьевна — классный руководитель в п€том классе

— „то вы думаете о семейном обучении? — чем св€зано стремление родителей забрать детей из школы?

— ¬о-первых, это медицинские показани€. √лупо считать, что в процессе образовани€ нужно терпеть дискомфорт и трудности. ѕсихологический комфорт должен быть на первом месте. ≈сть детки, с которыми учител€ занимаютс€ отдельно из-за медпоказаний, а есть те, кого родители перевод€т на домашнее обучение, в котором забота школы — только аттестаци€. –азные родители по-разному понимают образовательный процесс, и многие считают, что ни одна школа в стране не будет учить ребенка так, как хот€т они. Ёто их выбор и их право. —амый спорный вопрос — социализаци€ таких деток. Ќо ведь мы не живем за каменной стеной, и школа — не единственный способ научитьс€ общатьс€ с другими людьми.

— ј есть семьи, которые забирают детей из класса из-за конфликтов с одноклассниками?

— Ќет, с таким € не сталкивалась.

— „асто учитель оказываетс€ незащищенным перед родител€ми. ѕравда ли, что даже мелка€ жалоба может испортить репутацию и поставить под угрозу дальнейшую карьеру?

— ћне в этом плане повезло, у нас в коллективе хороша€ психологическа€ обстановка. ” мен€ были, конечно, случаи, когда приходилось объ€сн€ть родител€м, почему, например, € поставила ребенку именно эту оценку, но жалоб и угроз увольнени€ не было. ’от€ от знакомых учителей € много слышала о таким проблемах. ќбразование — это услуга. ƒа, учителю может быть обидно от этого, он дарит свои знани€ и опыт, но это так, это государственный заказ, и мы получаем зарплату с денег налогоплательщиков. » родители зачастую думают: «я налогоплательщик и плачу за обучение ребенка, значит, € имею право диктовать услови€». Ќо если у учител€ есть поддержка со стороны администрации школы, хороша€ репутаци€, то одна жалоба роли не сыграет.

Ќа доске много общих фотографий класса: реб€та часто собираютс€ вместе со своей учительницей, ход€т на квесты и мастер-классы
Ќа доске много общих фотографий класса: реб€та часто собираютс€ вместе со своей учительницей, ход€т на квесты и мастер-классы

— ѕри всех трудност€х работы — больша€ нагрузка, небольша€ зарплата — что всЄ-таки вас мотивирует и зар€жает энергией?

— ”читель получает огромную эмоциональную отдачу, ведь дети очень искренние. ≈сли ты им нравишьс€, они засыплют теб€ словами благодарности, энергией. ¬ этом мен€ поймут те, кто работает врачом — они ведь спасают жизни, а мы их строим. ” педагога и ученика — эмоциональна€ св€зь, с помощью которой можно долго и продуктивно работать. ≈ще мне нравитс€, что в школе возникает ощущение вечной молодости — с детьми невозможно состаритьс€. “ы всЄ врем€ на волне и в курсе всех новинок. “ы тоже учишьс€, чтобы понимать их и не зарасти мхом.

—  акие у вас дальнейшие планы? „ему бы хотелось научитьс€?

— ƒл€ мен€ сейчас программа-минимум — достойно выступить на областном этапе конкурса «”читель года» и защитить честь своей школы и города. ¬ прошлом году € уже побеждала в номинации «Ћучший дебют», и планку снижать не хочетс€. Ќо, честно говор€, насчет будущего стараюсь не загадывать — каждый день что-то мен€етс€. ≈динственное — не хотела бы работать на административных должност€х или в управлени€х образовани€. ћне интересно учить детей.