Президент Владимир Путин поручил, чтобы в российских школах стало меньше контрольных и проверочных работ. Упрощать жизнь учеников будут Рособрнадзор, Минпросвещения и власти регионов. Корреспондент 161.RU выяснила, что об этом думают ростовские учителя и родители.
— Адекватные учителя никогда не ставили много контрольных работ и проверочных тоже. Люди, которые работают и заинтересованы в образовании детей, количество контрольных соблюдают, и уменьшать ничего не нужно, — уверена педагог школы в Сальске. — Если человек далек от образования и просто выполнял рекомендации, которые были до этого, то, конечно, там было много волокиты. <...> Одна инстанция сбрасывает бумагу — сделайте вот эту проверочную ВПР, вторая инстанция — промежуточную аттестацию, а третья инстанция, то есть школа — у нас контрольная по графику, получается три.
«Естественно, получается одна большая проверка. Это должен контролировать и сам учитель, планируя свою программу грамотно»
Учитель русского языка и литературы из Ростова сообщила, что планы по оптимизации до школ довели уже давно, предупредив, что сокращение будет логичным.
— Есть такой вариант, что контрольные в конце учебного года будут пересмотрены на каждом МО (методическом объединении учителей-предметников. — Прим. ред.), и в частности по моему классу, в котором я работаю, — рассказала учитель. — Не надо будет пять контрольных писать и ВПР, и промежуточную аттестацию, и итоговую контрольную. Мы пришли к тому, что остановились на промежуточной и на ВПР, то есть уже в этом плане уменьшилось. Поэтому критичного ничего не вижу в данной ситуации. То есть кто работал по адекватной программе — всё так и осталось, а те, у кого были каждые две недели контрольные, будут, конечно, оптимизироваться.
Все учителя сходятся в том, что новые требования облегчат жизнь ученикам.
— Детям, которые учатся, всё равно, сколько будет контрольных работ. Если родители дома контролируют учебу ребенка и хотя бы интересуются его успеваемостью, то ребенок старается. Если родители не прикладывают никаких усилий и вообще никак не интересуются, то ребенок, естественно, хочет привлечь внимание родителей и тем самым получает как можно больше двоек, — считает социальный педагог, психолог одной из ростовских школ.
В образовании участвуют не только ребенок и учитель, но и родитель.Если кто-то выпадает — наступает перекос, а не от того, сколько контрольных.
И каждый из этих участников процесса несет очень важную роль. По мнению психолога, контрольные работы нужны только три раза в год — в начале, в середине и в конце. В начале — узнать, с какими знаниями пришли дети, в середине — узнать промежуточные знания и в конце — итоговые.
— Многое зависит от того, как учитель строит свою программу и как он на уроках ведет опрос. Если дети, конечно, как студенты пишут, и пишут, и пишут, при этом ничего не проверяется, к доске не вызывают, тогда, конечно, нужно больше проверочных работ, — пояснила учительница русского языка Ольга. — Если у меня каждый день у доски работает по восемь человек из класса: одни пишут, другие проверяют, третьи с места проверяют, тогда каждый урок делать проверочную работу либо писать контрольную, конечно, смысла нет.
Родители в большинстве рады отмене лишних контрольных. Как уверена глава родительского комитета класса школы № 75: лучше меньше, но качественнее.
— А то дети пишут, к примеру, спрашиваешь через несколько дней, а оценок всё еще нет. Учителя просто не успевают проверять такое количество контрольных и проверочных работ, — считает мама девятиклассника. — И жаль, что сейчас мало времени уделяют логическому мышлению детей — больше писанине.
В противовес ей мама двух выпускниц Наталья добавляет, что уменьшение нагрузки — это хорошо, но сами проверочные и контрольные должны остаться.
— У меня двое дочерей. Одна в 9-м классе, вторая в 11-м. Вспомните, как мы учились: объяснил тему учитель, дал домашнее задание, потом на следующей неделе контрольная работа. Так он мог оценить уровень понятого урока. Я считаю, что это правильно. Да и те, кто принимает какие-то решения в области образования, потом не несут ответственности по уровню знаний детей.
В начале учебного года 161.RU узнал, каким будет учебный год в условиях третьей и, возможно, последующих волн коронавирусной пандемии. Вынужденный эксперимент, проведенный в 2020 году, дорого обошелся родителям и школьникам.
Накануне Роспотребнадзор оценил необходимость дистанта в школах Ростовской области в связи с ростом заболеваемости среди детей и подростков. Будет ли дистант в этом году, можно узнать в этом материале.