Может ли гуманитарий основать детский центр робототехники? Да еще и управлять им? Владелица центра интеллектуального развития «Оптимус» Валентина Григорян ответила на эти вопросы, а также рассказала 161.RU, из чего сделаны современные дети и современные родители и почему робототехники нет в школах.
В просторном светлом помещении, где располагается центр, в два ряда стоят столы с ноутбуками и контейнерами, куда сложены всякие детали и провода. Непосвященному — не понять. Зато дети прекрасно ориентируются и в обучающих компьютерных программах, и в деталях для будущих роботов.
— Все дети работают над проектами. Оценок мы не ставим, хотя некоторые родители хотели бы этого для понимания, что делал их ребенок. Но у детей и так большая психологическая нагрузка — в школе оценки, еще и тут? Взамен они ведут собственный журнал проектов. Ребенок должен описать своего робота, сформулировать список его задач и ограничений, указать, какие детали нужны, и нарисовать эскиз. То есть ребенок учится не только конструировать, но и логически мыслить. Мы их приучаем к тому, что они будущие инженеры, а ни один инженер не приступает к работе, если у него нет готового эскиза. По окончании курса у ребенка есть журнал проектов, и педагог видит, чего достиг учащийся, что он понял и что не понял. Потом идет срезовая контрольная работа, которая показывает уровень знаний ребенка.
Жесткого регламента, по которому должно идти обучение, в центре нет. Но есть программа, по которой работают учителя. Одним детям тема дается легче, другим — труднее, поэтому педагоги работают с каждым ребенком отдельно.
— Дети очень не любят теорию, — поделилась Валентина. — Мы ее даем в игровой форме и немного, а потом дети начинают учиться конструированию и понимать принципы робототехники. Ее нельзя отнести к какой-то одной науке: это и физика, и математика, и геометрия, и программирование. В школе ребенку потом будет легче изучать эти предметы.
Дети заняты в самых разных проектах. Слава и Женя (имена изменены. — Прим. ред.) трудятся над разработкой «Умной теплицы» для выращивания грибов. Эта отрасль довольно опасна для человека, потому что долго в теплице находиться нельзя. И ребята решили автоматизировать процессы: освещение, тепло, влажность будут контролироваться умной системой.
Центр робототехники посещают также и дети-инвалиды. Они мало общаются с другими детьми в обычной жизни, но восполняют эту нехватку здесь.
— Тут у них происходит социализация, они учатся взаимодействовать, — рассказала Валентина Григорян. — Детям это так нравится, что они готовы находиться здесь целыми днями. Но это полезно не только детям с ограничениями по здоровью, но и здоровым детям — это учит их пониманию, что все люди разные. Меняются стереотипы, предприниматель уходит от образа 90-х с его криминалом и нечестными сделками. Теперь бизнесмен — это меценат.
В центре дети работают в команде, учатся обсуждать проекты, отстаивать позиции или, наоборот, учатся убирать амбиции и работать в команде.
Робототехника интересна и младшеклассникам, и детям постарше. Причем как мальчикам, так и девочкам. Возможно, потому что они не находятся во власти стереотипов и обладают более гибким умом, чем взрослые, считает Валентина.
— Если говорить о ребятах постарше, сюда идут дети с конкретной целью — они хотят поступить в технический вуз. Иногда родители приводят детей для общего ознакомления, чтобы ребенок попробовал себя в разных отраслях, нашел себя, — рассказала владелица центра.
На вопрос о том, чем заняты мысли современного родителя, Валентина ответила, что мамы и папы немного запуганы нынешней модой. Они считают, что если сейчас не вложиться в будущее своего ребенка, то это будущее будет мрачным.
— В целом я с ними согласна. Родители приходят с огромным списком, куда надо сводить ребенка: на плавание, рисование и так далее. Родители стараются максимально занять своих детей, но ведь у ребенка должно быть детство. Школа от них требует, секция от них требует, и из-за этого, к сожалению, дети не умеют нормально общаться друг с другом. Они всё время в напряжении. Но мы организуем чаепития, конкурсы и даже на занятиях дети находятся в спокойной обстановке.
В школах пока робототехнику не преподают. Валентина Григорян пояснила, что это, во-первых, дорого и далеко не каждая школа «потянет». Во-вторых, в школах нет преподавателей, которые могли бы доступно и грамотно рассказать о создании роботов.
— Всё, что есть в школе — это учитель информатики, но это не его профиль. Есть инициативные школьные директора, которые могут найти средства и грамотных учителей. Всё зависит от руководства.
Современная жизнь показывает, что робототехника нужна людям, а в будущем она станет еще востребованнее.
— Уже перестали говорить об умном доме, потому что это свершившийся факт. Сейчас началась тенденция умного города. Через 15–20 лет будут востребованы инженеры, которые умеют автоматизировать процессы, обслуживать роботов, разрабатывать программы. Сейчас такие кадры готовят технические вузы.
Центр робототехники «Оптимус» открылся в октябре 2016 года. Валентина Григорян ранее работала в сфере образования и знает, насколько интересны детям инженерные направления. Поэтому она решилась на открытие собственного проекта.
— К сожалению или к счастью, у меня гуманитарное образование — управленческое. Я закончила ЮФУ, факультет регионоведения. В системе образования я оказалась случайно, попав в областной центр технического творчества учащихся. Там я курировала научно-техническую деятельность детей и молодежи. Мы мониторили лучшие детские проекты и выдвигали их на конкурсы — как всероссийские, так и международные. Тогда у меня и появился определенный опыт в этой области.
Сначала проект «Оптимус» находился в стагнационном состоянии. Открыла и не знаю, что с ним делать. Потом я стала участницей программы «Бизнес класс» от Сбербанка и Google. После этого у меня появился наставник, а заодно новые идеи и понимание бизнес-процессов.
Как и у любого новичка в бизнесе, перед Валентиной выросли разные трудностями.
— Первое, с чем я столкнулась, это со стереотипом, что в России, как в СССР, образование должно быть доступным и бесплатным. За обучение мы берем плату. Сначала было крайне неловко озвучивать цену за абонемент. Но когда мы решили, что дети с ограничениями по здоровью могут заниматься бесплатно, то с того момента мне стало проще называть стоимость обучения. Я поняла, что центр выполняет еще некую социальную миссию.
Валентина могла бы бесплатно принять в центр и детей из многодетных семей, если бы власти помогли. Она спрашивала у главы ростовской администрации Виталия Кушнарева, есть ли какие-то гранты для предпринимателей. Он ответил, что пока нет, но этот вопрос рассмотрят.
В феврале Валентина Григорян выступила на одной из площадок Российского инвестиционного форума в Сочи. Тема, с которой она вышла к слушателям, касалась женщин, работающих в области высоких технологий.
— Есть стереотипы, что заниматься робототехникой или вести бизнес — не женское дело. Но стереотипы ломаются, — утверждает Валентина. — Если женщина чего-то хочет, весь мир ей помогает. Конечно, нам бывает сложно — много эмоций там, где нужна чистая логика. Но и мир не без добрых людей: есть наставники, которые помогают. Ведущая мероприятия Тина Канделаки сказала, что всю жизнь конкурирует с мужчинами, и для нее это положительно. А я женщина, которая гармонично взаимодействует с мужчинами и не ставит цели конкурировать. Я за качество работы.
Сейчас в планах у Валентины организовать в центре совместные занятия для детей и родителей. Она уверена, что последним идея придется по вкусу — нередко родители и сами хотят вникнуть в процесс робототехники. Также Валентина думает над тем, чтобы открыть свой центр и в других городах области, кроме Батайска — там уже есть филиал.
Если вы хотите первым читать самые интересные материалы, подписывайтесь на канал 161.RU в Telegram: t.me/news161ru.
Увидели что-то интересное в городе? Присылайте информацию на почту редакции 61@rugion.ru, в нашу группу «ВКонтакте», а также в WhatsApp по номеру +7 918 50-50-161.