С 1 января 2014 года детские сады страны начали жить по-другим правилам. В силу вступил новый образовательный стандарт дошкольного образования. Документ ставит в центр образовательного процесса личность ребенка и ее развитие. Этой цели должны служить не только педагоги и родители, но и дизайн помещений и методы обучения. Насколько успешно донские детсады переходят на новый стандарт, выяснял Diplom.161.ru.
Новый образовательный стандарт разрабатывался несколько месяцев. В его создании участвовали ученые, чиновники и практикующие педагоги. Документ прошел процедуру общественного обсуждения и только на этом этапе поступило более 300 дополнений, уточнений и поправок.
Документ заставил серьезно потрудиться его авторов. Но, как признаются они сами, силы были потрачены не зря. В итоге получился стандарт полностью меняющий подход к дошкольному образованию. Отныне детский сад – это не место, где за ребенком присматривают, пока родители работают, а заодно готовят его к школе. Теперь в центре внимания – личность ребенка и ее потребности.
«Он (стандарт дошкольного образования – Прим. авт.) основывается на исключительной самоценности дошкольного периода в развитии маленького человека. Он создает нормативные правовые условия для личностного роста ребенка, формирования траектории его индивидуального развития, учитывает особые потребности детей с ограничениями здоровья», – отметил министр образования РФ Дмитрий Ливанов.
Как развивать личность ребенка, теперь каждый детский сад сможет решать самостоятельно. Стандарт передает право создавать собственные программы обучения непосредственно сотрудникам дошкольного учреждения. Разумеется, им придется ориентироваться на имеющиеся и одобренные Минобром образцы, а также придерживаться требований, прописанных в самом стандарте.
Главным инструментов воспитателей станут игровые методы. Именно с их помощью педагогам предстоит развивать детей и помогать им освоить новые знания.
Переводить процесс обучения и воспитания в детских садах на новые рельсы смогут только самые лучшие педагоги. Поэтому стандарт прописывает целый ряд требований к самим воспитателям. Помимо желания осваивать все новые предписания им предстоит в обязательном порядке получить профильное высшее образование. Хотя по данным ростовского управления образования, у большей части педагогов в детсадах города оно уже есть.
С полным текстом нового стандарта дошкольного образования можно ознакомиться здесь.
Измениться придется не только методам обучения в дошкольных учреждениях, но и их внешнему и внутреннему виду. Дизайн детсадовских помещений, согласно новому стандарту, должен образовывать «предметно-развивающую» среду. Учиться малышам таким образом помогут не только педагоги, но и стены в прямом смысле этого выражения.
Авторы проекта предлагают делить пространство на зоны, окрашенные в разный цвет. Специальная разметка должна помочь дошколятам ориентироваться и приучиться к самостоятельности. А вот приоритетным для основных помещений должны стать приглушенные цвета желтого оттенка.
Когда изменятся типовые здания садов, в большинстве случаев построенных еще по советским стандартам, остается вопросом времени. Однако Минобр уже успел провести специальный конкурс и выбрать лучшие дизайнерские решения для детсадов будущего.
В целом, приведение в соответствие с новым стандартом детских садов займет немало времени, подчеркивают чиновники. А сами воспитатели добавляют: прежде чем начать учить по-новому детей, им самим еще предстоит разобраться в особенностях нового порядка.
«Все сообщество педагогов теперь разбирается в этих нововведениях. Идут целые серии обучающих семинаров. Нововведения в образовательный процесс начнут внедряться уже в ближайшие месяцы», – рассказала заведующая детским садом №137 Ростова-на-Дону Нина Псурцева.
Фото: Фото с сайта Мaniyaskidok.ru