Правительство России утвердило правила создания и ведения федеральной информационной системы ЕГЭ и приема в вузы и ссузы. Согласно этим правилам, во-первых, вся информация о выпускниках будет занесена в федеральные и региональные базы данных, во-вторых, экзамены будут проходить под пристальным вниманием веб-камер, и теперь выпускники уж точно не смогут ничего списать. Так ли это на самом деле, или это не более, чем слухи? Разбираемся, привлекая экспертов.
Согласно утвержденным правительством РФ правилам, формирование и ведение федеральной информационной системы поручено Рособрнадзору. Обеспечивать работу региональной системы будут органы исполнительной власти субъектов. Новая информационная система будет включать в себя данные федеральной базы свидетельств единого государственного экзамена и информацию о выпускниках общеобразовательных учреждений, участниках единого госэкзамена, их экзаменационных работах, результатах экзамена, расписании ЕГЭ, количестве экзаменационных материалов, поданных апелляций, а также правила приема в ссузы и вузы. Об этом сообщает «Российская газета».
Вся информация системы будет использоваться Рособрнадзором для разработки контрольно-измерительных материалов, централизованной проверки экзаменационных работ, для контроля за приемом в средние и высшие учебные заведения. Также по этой базе данных учебные заведения будут проверять подлинность сведений, представленных абитуриентами в приемную комиссию среднего и высшего профессионального учебного заведения.
Правила были опубликованы 6 февраля. Тогда же министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко прокомментировал информагентству «РИА Новости» возможную установку веб-камер в школах для проведения президентских выборов. По мнению Андрея Александровича, техника поможет сократить количество нарушений при проведении ЕГЭ. Однако министр отметил, что всю ответственность возлагать на камеры не стоит. При этом любые меры, призванные ужесточить проведение ЕГЭ, министр образования и науки РФ считает позитивными. Андрей Александрович подчеркивает, что такое ужесточение мер может помочь хотя бы потому, что «хоть какому-то количеству людей придет в голову, что проще выучить и честно сдать экзамен, чем придумывать различные обходные пути».
Откуда веб-камеры появятся в школах?
Дело в том, что еще в конце декабря 2011 года премьер-министр Владимир Путин выступил с инициативой, чтобы система видеонаблюдения за выборами в дальнейшем использовалась для нужд образования и муниципалитетов. В числе возможных применений веб-камер после выборов называлось их использование при проведении единого государственного экзамена, в дистанционном обучении и для прочих нужд школ.
Как обстоят дела с созданием баз данных выпускников и введением веб-камер на экзаменах в школах Челябинской области?
По словам начальника управления общего, специального (коррекционного) образования министерства образования и науки региона Татьяны Абрамовой, такая база данных выпускников уже ведется. «Мы давно ждали такого официального приказа , – пояснила Татьяна Владимировна, – и всегда собирали эти данные, информация систематизировалась в Региональном центре обработки информации. Новый приказ четко разграничил, какая информация собирается и формируется на федеральном уровне, а какая информация – на региональном уровне, и кто именно ее вносит.
На федеральном уровне сотрудниками Рособрнадзора в базу данных помимо сведений о выпускниках, участниках ЕГЭ, экзаменационных работах вносятся данные о расписании экзаменов, о количестве экзаменационных материалов, направленных конкретно в субъект федерации для проведения ЕГЭ, о поданных участниками экзамена апелляциях и много других сведений (всего 16 пунктов). Практически такой же список (он во многом повторяется) создается и на региональном уровне. В последний список добавляется ряд исключений (например, о пунктах проведения ЕГЭ в регионах, вплоть до территориального расположения каждого пункта и паспортных данных руководителей и организаторов, присутствующих в аудиториях). Рособрнадзор поставит в регионы программное обеспечение, необходимое для формирования и ведения информационных систем. Все это будет централизовано. В принципе это делает процедуру ЕГЭ более прозрачной. Если ЧП произойдет, мы будем знать, в какой аудитории, в каком пункте это произошло.
Что касается веб-камер: мы хотели бы, чтобы после окончания выборов эти камеры остались для нужд школ области, но вопрос пока не решен. Пока это все в форме прогнозов. Окончательное решение еще не принято».
Как относятся к нововведениям те, кого они непосредственно коснутся, в частности, учителя и родители выпускников?
Завуч лицея №77 Светлана Аскеркова считает, что подобная общая федеральная база данных по всем участникам ЕГЭ должна существовать, потому что ученики подают результаты экзаменов в разные вузы. «Абитуриентам сложно отследить свой рейтинг, а вузам, в свою очередь, невозможно отследить реальное число поступающих именно к ним. Когда результаты экзамена реальные, правдивые, полученные за знания, а не за умелую уловку или сфальсифицированные, это честно и по отношению к тем ученикам, кто все учил: при приеме в вуз будут видны подлинные баллы. Мы приветствуем любое явление, которое позволяет выявить правдивые, действительные факты, помочь тем, кто действительно хорошо учится. Что касается веб-камер, то мне кажется, что они и не помогут, и не помешают: вряд ли они помогут отследить списывание, но создадут неприятную тревожную атмосферу на экзамене», – подчеркивает завуч.
Мать ученицы 11-го класса Марина Федорова надеется, что подобная система поможет сделать прием в вузы более прозрачным. «Баллы и рейтинги, которые вывешиваются на сайтах, не всегда соответствуют действительным. Сам единый госэкзамен зачастую на высокий балл сдают не те, кто учит, а те, кто умеет списывать. Хорошо, конечно, что эту несправедливость стараются преодолеть, но лучше бы придумали новую форму вступительных испытаний», – считает родитель.
Ограничат ли общие базы данных и веб-камеры на экзаменах свободу выпускников или, напротив, помогут сделать экзаменационную процедуру более прозрачной и объективной, покажет время. А что об этом думаете вы?