Университеты Ростова начали готовить коммуникативистов – специалистов по социальным коммуникациям. Более того, институты, занимающиеся проблемами СМИ, начинают говорить о себе как об институтах коммуникативистики.
Однако вопрос о наборе качеств, знаний, умений и профессиональных навыков, необходимых специалистам этого рода, пока остается открытым.
«Коммуникативисты были всегда, но назывались они по-разному, – отмечает профессор факультета филологии и журналистики Южного федерального университета Георгий Хазагеров. – К примеру, в античные времена коммуникатора называли ритором, а в Средневековье им являлся священник. С тех пор, как общество стало информационным, естественно, выросла роль именно коммуникативных знаний. В обязанности коммуникативиста входит обработка информационного поля и анализ этой самой информации. Но все-таки основная его функция – это убеждать».
По мнению профессора, необходимость обсуждения этой проблемы продиктована реальной ситуацией роста потребности в профессионалах, обученных гуманитарным и естественным наукам и знающих все аспекты массовых и специальных коммуникаций в сфере бизнеса, политики и некоммерческой деятельности.
Но основная причина заключается в другом. Выпускники просто не могут найти работу, не понимая до конца свои обязанности.
«Далеко не все студенты являются профессионалами в какой-либо отрасли, – считает председатель комитета по молодежной политике Ростовской области Сергей Чуев. – Они понимают работу с коммуникацией, но при этом совершенно не могут наполнить содержанием эту самую технологию. Это правильный подход – ставить коммуникативистику в магистратуру, которая дает дополнительные знания в филологическом образовании. Успех коммуникаторов зависит от их востребованности».
Директор центра общественных связей и коммуникативных технологий ЮФУ Владимир Радченко утверждает, что коммуникативисты нужны в основном в кризис, так как они хорошо справляются с социальными рисками.
«Коммуникатор обязан иметь активную позицию, обладать такими предложениями, которые больше никто не сможет предоставить. Очень важно анализировать информационную ситуацию вокруг организации, в которой работает коммуникативист. В этой профессии может быть востребован человек не только с гуманитарным образованием, но и даже с техническим, так как коммуникативист – это не образ обычного рабочего человека, а специальность, которая требует необходимых профессиональных компетенций», – пояснил Владимир Радченко.
«Частью профессиональной деятельности коммуникативистов должен быть поиск новых коммуникативных сфер, – считает главный редактор журнала «Эксперт Юг» Владимир Козлов. – Чем точнее здесь работа специалиста по коммуникациям, тем более адекватные инструменты для удовлетворения спроса на коммуникацию он находит».
Фото: Фото с сайта Nadiahandaya.wordpress.com