Массовое убийство в Новошахтинске произошло почти два года назад: убили четверых, включая двухлетнего ребенка. Денису Машонскому, который после задержания просил «лучше убить», дали пожизненное. На оглашение приговора в суд приехала его пожилая мать. О чем сожалеют близкие Машонского и довольна ли приговором потерпевшая сторона — в репортаже Сабины Бондарь.
15 июля 2022 года в Новошахтинске 36-летний Денис Машонский расстрелял семью. Трое взрослых и трехлетний мальчик погибли, девочка четырех лет попала в больницу с ранением в шею, но выжила. Сразу после задержания он признался в содеянном и сказал, что был в момент совершения преступления под наркотическим опьянением. Областной суд приговорил его к пожизненному заключению. Семья Машонского собирается обжаловать приговор.
«Жил то с одной сестрой, то с другой»
Убиты были Владимир Беляев — друг детства Дениса, его супруга Светлана, в которую был влюблен Денис, и сестра Светланы Ольга Котлярова, с которой Машонский прожил около пяти лет, а также двухлетний сын Беляевых.
Машонский во время следственного эксперимента подробно рассказал, как готовился к убийству: «купил охотничье ружье в интернете, букет цветов, которым замаскировал оружие, взял пакет, в котором были рубашка, кепка и майка». Спланировав преступление, Машонский принял большую дозу наркотиков. Причиной расправы позже он назовет ревность к Светлане Беляевой, которая периодически жила то с мужем, то с Машонским.
Март 2024-го. В судебных коридорах по разные стороны сидят люди от стороны потерпевших и семья Дениса. Они, естественно, не общаются. Вокруг журналисты с камерами. Как оказалось, на приговор не приехал только отец Дениса, который болеет и находится в плохом состоянии. Молодой человек что-то спрашивает у охраны и пытается понять, с какой стороны будут заводить Дениса. Это друг Машонского, который крестил детей. Мужчина сначала не разговорчив, но позже пытается рассказать, что Дениса сгубили наркотики и женщины.
— Если взять всех участников этой трагедии: девушек, парня этого… Ребенка очень жаль. Он, конечно, ни в чем не виноватый. С Володей они жили в одном поселке, знали друг друга с детства. С девушками они тоже близко общались и знали. По-русски говоря, там была «Санта-Барбара», — говорит Сергей Чебоненко. — Владимир жил с одной сестрой, Денис — с другой. Потом Денис начал жить с той сестрой, а тот, наоборот, с другой. В общем, там, где наркотики, там ничего путевого ждать не стоит. Я просто хочу сказать, что люди прожили много лет, друг друга зная, никто никого не убивал, не резал, а после продолжительного срока употребления наркотиков мы видим такую трагедию.
Мужчина признаётся, что отдалился от Машонского, когда тот начал употреблять.
— Если взять Дениса, то в 35 лет у него была машина, две квартиры, слаженная жизнь. Живи и радуйся, — говорит Чебоненко. — Когда мы с ним общались, он хотел детей, когда устроится в жизни, хотел дать им достойное воспитание. Вот такие были у человека рассуждения. А потом за несколько лет его употребления мы, конечно, с ним отдалились, потому что интересы стали разные. У меня есть дети и прочее.
«Был в Чечне, имел медали»
Была и тетя подсудимого Ирина. Женщина насторожена и расстроена. Она отмечает, что журналисты многое не рассказали почти два года назад, и мало кто интересовался, чем жил Денис и как попал в эту историю.
— Во время обыска Денис сразу сказал, где патроны и прочее. Ружье он купил в интернете. Семья Беляевых жила в этом полуразрушенном доме, и дети вместе с ними. У нас в поселке все знают, кто, где и как жил, — говорит Ирина. — Они жили там. Мама отказалась ее детей забрать, и дети жили с ними. Сейчас девочку усыновила тетя, потому что у бабушки нет жилья.
По словам женщины, Денис до встречи с девушками работал в Москве в инкассации, потом приехал и устроился в охрану.
— Он был в армии, служил в Чечне. Был в горячих точках, награжден медалями и орденами. Он пропащим сразу не был, понимаете, — говорит женщина, не пытаясь оправдать родственника. — Когда он начал с Олей встречаться, вроде бы было всё хорошо. Он был счастливый, довольный человек. Буквально через год-два всё это сошло на совместное проживание. А потом просто появилась Света.
После этих слов все вздыхают, а мама Дениса начинает вытирать слезы. Женщина до конца не осознает, что сын мог такое совершить. Она только повторяет, что «он сейчас всё понимает, всё понимает». На вопрос, знала ли родня о том, что Денис погряз в наркотической зависимости, женщины в один голос говорят: «Нет».
— Вы же понимаете, он же не при маме их принимал. Жил он отдельно, приезжал домой, мама приготовит вкусненького, накормит, и он уезжал, — говорит тетя Ирина. — Откуда же мы знаем, как он жил. Он был взрослый мужчина, ну отношения с женщинами… да, мы знали, что там не ладится что-то, но чтобы до такого дошло, конечно, никто не мог предположить. Родители у него пожилые, их все в поселке знают, уважают. Все были на глазах.
Ирина сокрушается, что родные не смогли предотвратить ужасную трагедию, которая унесла жизнь целой семьи.
— В какой-то момент он начал осознавать, что он погряз. Мы с ним общались, он говорил, что не может сам завязать. Мы предлагали ему лечиться, закрывал я его дома, а его друзья открывали, — говорит Сергей. — Не будешь же ты его насильно вести в клинику. Понятно, что он был как в тумане. Если бы он был по жизни хулиган, то одно. Он пошел устраиваться в МВД, но понял, что перспектив там очень мало в Новошахтинске. Он пытался проявлять себя в коммерции, но наркотики всё сгубили.
Оглашение приговора
В зале суда Денис стоял спокойно и на вид заметно поправился, в отличие от того дня, когда его задержала полиция. Поцарапанное худое лицо стало другим. За полтора года Машонский прибавил в весе и выглядел так, как будто заметно подкачался.
Со стороны потерпевших с журналистами никто общаться не захотел. Ирина предположила, что горе, конечно, большое, но и сказать родственникам, по сути, нечего.
Среди сидевших на другой стороне зала была и тетя малышки, которая выжила после ранения. Женщина удочерила ребенка и забрала жить к себе. Приговор озвучили быстро. Судья сухо зачитал текст и спросил Машонского, понял ли он его. Тот ответил да. После чего судья разъяснил права осужденного и напомнил, что тот имеет право подать апелляцию, если не согласен с приговором.
Мать подсудимого Любовь Тадеева еле стояла на ногах. После слов «приговорен к пожизненному заключению» женщина едва не упала на стул. Пожилая мать Дениса не смогла сдержать слёз.
— Вам бы я не пожелала испытать то, какие у меня ощущения сейчас. Никому бы такого не пожелала. Адвокат почти два года никак не работал. Другого адвоката мы не наняли, потому что у нас денег не было. Нам сказали сразу, что смысла нет нанимать другого даже адвоката. А этот нам ничего не сообщал, — сказала женщина.
Сторона потерпевших, судя по лицам, осталась довольна приговором и спешно покинула зал заседаний. А мама Машонского еще долго всхлипывала и сбивчиво поясняла, что Денис просил сразу помочь на лечение маленькой девочки, и всё, что смогли, несчастные пенсионеры сделали.
— Девочке мы помогли. У нас когда было продление меры пресечения, он попросил, чтобы мы помогли девочке, если можем, — говорит мать Машонского. — Мы перевели ей деньги 50 тысяч — всё, что у нас с отцом было. Денис сказал: «Отдайте». Потом нам посоветовал следователь, чтобы мы сделали это всё официально, и мы перевели ей на счет.
В семье есть старшая дочь. По словам матери, у них с Денисом 16 лет разницы и родные редко общались. Она замужем, живет в другом поселке с мужем, инвалидом первой группы.
— Я мама, он мой любимый сын. Никому не пожелаю оказаться в моей ситуации, — с трудом выговорила седая женщина. — Когда я узнала, что он сделал, меня забрала скорая с инфарктом. Конечно, он раскаивается в том, что совершил. Ведь наркотики — это болезнь, а он употреблял их последние 5–6 лет. Я, конечно, об этом не знала, мне потом его друзья сказали. Он всё понимает сейчас. Очень жаль, что так получилось, очень... Он бы так никогда не сделал бы, если бы не это…