Бизнес Маленький, но гордый бизнес истории

«Это уже не про замочки-ключочки»: ростовский программист ушел из офиса и открыл сеть квестов

Он считает, что индустрия квестов в России развита сильнее, чем за рубежом

Игорь Муштоватый решил создать свою квест-локацию после поездки в Санкт-Петербург

Игорь Муштоватый семь лет работал ведущим разработчиком в международной компании. За это время он вырос до поста руководителя команды разработчиков. Но в какой-то момент понял, что хочет запустить свой бизнес. Он изучил разные отрасли и франшизы — общепит, ритейл и многое другое. А в 2014 году, отправившись в отпуск в Санкт-Петербург, он впервые попал на квест в реальности. И понял — вот то, чем ему хочется заниматься.

Как и любой другой ростовский бизнес, «Квестомания» Игоря Муштоватого пострадала из-за пандемии. Чтобы поддержать предпринимателей, которые вынуждены преодолевать коронакризис, мы запустили проект «Маленький, но гордый бизнес». Мы рассказываем о мотивации, успехах и провалах владельцев небольших донских компаний. В прошлых выпусках мы рассказывали истории художественного руководителя «Театра 18+» Юрия Муравицкого, основателей магазина сувениров «ХОЧУ!» Марии и Александра Трембач и ростовской семьи, которая переехала в село и начала продавать овощи по абонементу. В этой публикации мы расскажем историю Игоря Муштоватого, который основал сеть квестов в реальности «Квестомания»

Первый квест, с которого началась «Квестомания», — это «Тайны Чернобыля»

Квесты как бизнес

Игорь Муштоватый запустил свой первый квест в апреле 2015 года. «Тайны Чернобыля» под франшизой iLocked обошлись ему в 1,2 миллиона рублей, считая ремонт помещения и строительство квеста. Дороже всего было построить сам квест, подготовить общие помещения было уже не так сложно. В ходе подготовки «Тайн Чернобыля» команда столкнулась с нетривиальной задачей — привезти советский велотренажер «Молодость». Таких осталось очень мало в стране — самый ближайший нашли только в Нижнем Новгороде. Кроме того, он еще и весил 80 килограммов.

В 2018 году Игорь вышел из франшизы iLocked. Отказавшись от бренда, он смог сохранить свои наработки — квест, реквизит, сценарии. Так появилась «Квестомания». Сейчас на Буденновском, 97 крупная квест-локация: на ней расположены семь квестов и две гостевые зоны. Весь комплекс занимает 700 квадратных метров.

— Люблю квесты за то, что это полное погружение в другую реальность, причем совершенно непредсказуемую. Ты не знаешь, что будет за следующей дверью или после открытия следующей тайны, — объясняет Муштоватый.

Чтобы следить за общим уровнем индустрии и её трендами, предприниматель посещает квесты в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. К ростовским коллегам тоже заходит время от времени, чтобы понимать ситуацию в городе.

— Интересно, что Россия делает квесты на голову выше, чем весь остальной мир. То, что мы делали три–четыре года назад, сейчас там — это самый пик моды. Люди едут из-за границы к нам, чтобы посмотреть, как мы это делаем в России. Поэтому мы обычно ездим поиграть на запад, чтобы убедиться, что ситуация не изменилась и мы всё еще лидируем. Я часто слышу мнение, что рынок квестов уменьшился, но у нас не так — мы год к году растем, — говорит Игорь.

Муштоватый связывает это с тем, что квесты в России пользуются большим спросом и дают больше предложений. Это ведет к более агрессивной конкуренции, следовательно, к большему развитию квестов. А такие игроки, как «Клаустрофобия» и iLocked, толкают рынок вперед.

Квесты позволяют погрузиться в несуществующие, но любимые миры

Когда пришел COVID-19

— В середине марта ВОЗ объявила эпидемию. После этого к нам стало приходить меньше людей, они больше переживали за свое здоровье. Еще в конце февраля мы поставили в локации антисептики, а персонал снабдили масками, — рассказывает Муштоватый.

Но 28 марта «Квестомании» пришлось полностью закрыться из-за указа губернатора. Пока что она не открылась — предприниматель ждет особого распоряжения. Игорь Муштоватый считает, что с точки зрения распространения вируса квесты — безопасный вид отдыха. Гость находится в небольшой компании близких друзей, с которыми он пришел, нет общения с посторонними людьми. А с администратором приходится общаться немного и на безопасном расстоянии.

Несмотря на удар коронакризиса, предприниматель решил не сокращать персонал. Это удалось покрыть субсидиями от государства в размере МРОТ, так как развлекательная отрасль относится к пострадавшим. Все остальные расходы удается покрыть из собственных сбережений, которые накопились за время работы.

Так что Игорь Муштоватый оплачивает персоналу оклады, но при этом работа стоит, пока деятельность развлекательной индустрии запрещена.

— В онлайн мы не стали уходить осознанно. Онлайн-квестов масса, так как это решение лежит на поверхности, но монетизировать его нельзя. Квесты в реальности — про эмоции, а не про головоломки. Онлайн-квесты подарить этого людям не могут. Да, многие пытаются сделать на этом бизнес, но я не видел успешных примеров и сам не верю в этот формат, — считает предприниматель.

При этом квесты — это сезонный бизнес, отмечает Игорь. Высокий сезон в индустрии — осенью, зимой и в начале весны. Как только становится тепло, люди начинают больше проводить времени на свежем воздухе, гулять, так что посещаемость падает. Поэтому очень важно иметь в линейке разные квесты: и детские, и взрослые, и страшные, и сказочные. Это позволяет привлекать широкую аудиторию и компенсировать падения в низкий сезон.

Большая площадка позволяет проводить много различных квестов в пределах одной территории

Что объединяет тех, кто ходит на квесты

Сейчас основная задача «Квестомании» — выйти из коронакризиса, говорит Игорь. После снятия ограничений необходимо будет восстановить посещаемость. В «Квестомании» планируют это сделать за счет запуска рекламы на различных площадках, в социальных сетях, подготовить СМС-рассылки. При этом никакие проекты не планируют закрывать. Другая важная задача — поддержать максимальную безопасность на локации. Предприниматель отмечает, что эта задача — до конца года. Может, и дольше.

О том, как кризис повлиял на работу бизнеса, пока судить сложно. Коронакризис повлиял на всю индустрию развлечений, и оценку тому, как сильно ударило по индустрии, можно будет дать, только когда снимут все ограничения.

— Когда я открывал этот бизнес, сложнее всего было построить сами квесты. Нужно было найти дизайнеров, декораторов, подрядчиков. Запрограммировать спецэффекты и многое другое. Сейчас главная задача — привлечь новых клиентов после открытия. Нам нужно будет поддерживать постоянную загрузку всех квестов, — говорит Игорь.

Опыт работы разработчиком до сих пор помогает в ведении бизнеса. В «Квестомании» задействовано много программного обеспечения. Какие-то вещи заказывают на стороне, а затем адаптируют. Но есть и вещи, которые приходится писать самим.

— Квесты — это уже давно не замочки-ключики, а программирование, электроника и различные технологичные решения, — поясняет Игорь.

До пандемии в «Квестоманию» ходили самые разные люди. Большими компаниями приходили молодые люди, семьи с детьми и даже старшими родственниками, подростки. Иногда среди посетителей бывали даже представители компаний — проводили тимбилдинг.

— У нас много разных по тематике квестов, от Гарри Поттера до Сайлент Хилла. Любой человек у нас найдет что-то по вкусу, поэтому аудитория широкая. Главное, что объединяет наших клиентов, — это любовь к эмоциям, жажда приключений, — считает Игорь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем