Уже две недели пол-России сидит дома. А следующую неделю дома проведет вся Россия — по крайней мере, так пообещал президент Владимир Путин. Новый корреспондент 161.RU выяснил у ростовчан разных профессий, как изменилась их жизнь с приходом кризиса и вируса.
Я работала на фрилансе больше четырех лет. До марта 2020 года не было ситуаций, которые заставляли бы меня нервничать. «У компании нет денег, чтобы оплатить твои услуги», — сказал мне один из работодателей в первый день всероссийской удаленки. На следующий день еще одна компания предложила взять паузу в работе. И когда полстраны отправилось из офисов по домам, я отправилась из дома в офис 161.RU и стала штатным корреспондентом.
Из личных наблюдений: как только у компании становится меньше денег, ее владельцы начинают экономить на рекламе, закупках и сотрудниках. Поэтому в кризис многие специалисты остаются без дела, как я, или переходят в режим ожидания. К счастью, так происходит не везде. Но, так или иначе, март 2020 повлиял на все сферы бизнеса.
Как чувствуют себя владельцы коммерческих организаций, можно представить — экономику трясет, границы закрыты, люди самоизолированы, продажи падают быстрее, чем рубль, а поддерживать дело нужно независимо от происходящего. В малом бизнесе, который работает с конечным потребителем напрямую, нынешний шторм ощущается, пожалуй, сильнее всего. Промоутеры, музыканты и официанты рассказали мне, как меняется их жизнь прямо сейчас.
Антон, бариста:
«В заведениях чисто настолько, что можно рожать»
У меня было три стадии отношения к эпидемии. Январь: я ничего не знаю, мне не страшно, и это меня не касается. Февраль: я осведомлен, обеспокоен, но это по-прежнему меня не касается. Март: я ничего не хочу знать, и мне страшно, хоть это меня пока и не коснулось.
Никто не знает, что будет дальше, поэтому я впервые в жизни понял, что значит жить одним днем. Думаю, все сотрудники общепита чувствуют себя так же. Я работаю в кофейне и пабе, поэтому вижу картину чуть шире: люди приходят за кофе и сразу же ищут антисептик на стойке, бегут мыть руки, выглядят тревожно. А в глазах гостей паба по пятницам считывается одно: «Мне надоела паника, я просто хочу выпить». Но при этом спокойно реагируют на то, что мы отказываемся принимать заказы, пока не обработаем им руки антисептиком. Главное — подходить к происходящему с юмором.
Работы мало, но зато прибавилось развлечение — мы стали раз в час дезинфицировать столы, дверные ручки, пол и всё, чего касаются руки гостей. Теперь в заведениях чисто настолько, что можно рожать и проводить операции, если вдруг придется. Приятное дополнение: почти постоянно приветливо пахнет спиртом.
Продажи упали на 60%, гостей почти нет. Кофейня находится на центральной улице, и я никогда не обращал внимания на количество людей за окном, но теперь я вижу, что их в принципе очень мало. Больше всего переживаю за заведение — выживет ли оно в таких условиях. Чтобы снизить нагрузку, я даже готов работать бесплатно какое-то время. За себя переживаю меньше: я откладывал деньги на отпуск, на них смогу прожить пару месяцев. А чтобы вовсе не сидеть без дела, возьмусь за инстаграм паба — пока все паникуют, буду учиться новому.
Анатолий, супервайзер:
«Компания решила подарить все тестовые устройства клиентам — менеджеры и я остались без денег»
Наша компания продает устройства для нагревания табака. У меня есть команда, за которую я несу ответственность, и ситуация с вирусом заставила меня паниковать. Да, нам выдали спиртовые салфетки, флаконы с антисептиками и силиконовые перчатки, спокойнее не стало. Прошел слух, что вирус хранится на устройствах 5 дней, из-за этого руководство решило отменить самую ходовую услугу — «Тест-драйв» — человек бесплатно брал устройство на неделю, после чего возвращал его или покупал. Вероятность продажи после теста была 90%, но когда объявили карантин, компания решила подарить все устройства клиентам, которые брали их на пробу — менеджеры и я остались без денег.
Да, сейчас непросто, но я стараюсь не киснуть. Когда-то давно я продавал мелкие китайские товары на OZON — детские фотоаппараты, ароматизаторы для автомобилей и посуду. Сейчас, когда откроют границы с Китаем, вернусь к этому делу. Возможно, это поможет мне.
Егор (имя изменено), управляющий фитнес-клуба:
«Мы уже сами хотим закрыться на карантин»
Я управляю большой командой и вижу, как накалилась обстановка за последнюю неделю. Поначалу все хихикали и продолжали спокойно работать, гости исправно ходили к нам, никто серьезно не относился к вирусу. По мере нарастания тревоги в СМИ, страх усиливался в головах наших сотрудников. Мы пришли к тому, что мы уже сами хотим закрыться на карантин, но самовольно мы не можем этого сделать. Создается впечатление, что власти про нас забыли — в других городах бассейны и фитнесс-центры не принимают гостей, а мы не можем.
В случае добровольного закрытия мы не получим отсрочек платежей ни от банков, ни от арендодателей. Кроме того, клиенты могут потребовать у нас возврат денег за абонементы, потому что не было официальных указов закрываться. Приходится ходить на работу для тех, кто еще занимается у нас — это примерно половина от всех посетителей. Беспокоит только то, что некоторые из клиентов недавно вернулись из путешествий, но не самоизолировались — им плевать на ситуацию, они хотят полноценно жить и живут.
Люди не до конца понимают, в какие масштабы это может вылиться. Бизнес может остановиться, а мы, сотрудники, — потерять работу. Если компания вовсе закроется, то для меня это будет выходом из зоны комфорта. Этого я не боюсь.
Виктор, музыкант:
«Я мыл руки до того, как это стало мейнстримом»
Эпидемия проходит мимо меня. В жизни все осталось неизменным, но зато я вдохновился общим настроением и написал песню. Да, у коллег массово отменяются мероприятия, но у нашей группы все в порядке — сорвался пока что только один концерт. К счастью, любая моя деятельность позволяет мне работать из дома, и карантин мне ничем не мешает.
Паника мне кажется абсурдной и неконструктивной, независимо от того, чем она вызвана. Руки я мыл до того, как это стало мейнстримом, а вот антисептиком начал пользоваться, потому что беспечное отношение к проблеме так же нелепо, как и слишком усердное.
Вероника, ведущая мероприятий:
«То, что происходит в нише, — настоящая паника»
Я работаю на себя, веду частные мероприятия и свадебные церемонии. Сейчас живется сложно: договоренности срываются, отменяются рабочие поездки, даты снимаются и переносятся на неопределенный срок в самый последний момент. То, что происходит в нише, — настоящая паника.
В мировых масштабах — это не катастрофа, но пугает неизвестность. Пока мы просто ждем, что карантин закончится и все запланированное на ближайшие полгода состоится. В любом случае, все наладится. А я радуюсь тому, что теперь у меня появилось больше времени на чтение, фильмы и хобби.
Кристина (имя изменено), парикмахер:
«В такие времена хочется обратиться к богу»
Я парикмахер уже 14 лет, и считаю, что у меня вредная работа: рабочий день длится 10 часов, большую часть из которых я стою, дышу аммиаком и плююсь от мелких волос. С приходом новостей о коронавирусе, запись резко сократилась. «Волка ноги кормят» — сколько обслужил людей, столько и заработал, так что и денег стало меньше. А платить ипотеку нужно. Скажете, каникулы. О каких каникулах идет речь, если я оформлена на полставки и никак не смогу доказать, что мои доходы упали?
Государство мне не поможет. Хочется верить в лучшее, но система не дает. В такие времена хочется обратиться к богу.
Ранее мы писали, что ростовский туризм попросил помощи у правительства из-за пандемии коронавируса. Предприниматели считают, что меры сдерживания инфекции ставят под угрозу всю отрасль.
Портал 161.RU ведет прямую трансляцию о том, что происходит в Ростове сегодня, 28 марта, в первый день после введения в городе ограничений из-за COVID-19.