В Интернете набирают популярность сайты и группы в соцсетях, участники которых готовы отдать ненужные им вещи, а заодно и присмотреть что-то для себя: это помогает сберечь семейный бюджет от неоправданных трат. В особенностях современного бартера разбирался наш сайт.
За последние полгода объявления об обмене вещами или дарении просматривало 37% россиян – таковы результаты опроса ИОМ «Анкетолог». Подобные предложения можно встретить в Интернете, газетах, на досках объявлений. Но особой популярностью пользуются группы в соцсетях и специализированные сайты, посвященные обмену.
Одни россияне уже давно оценили преимущества взаимовыгодного обмена, другие окунулись в процесс, когда товары резко подорожали из-за падения курса рубля. Так или иначе, в «круговорот вещей» затягивает все большее число россиян. В крупных городах проводятся бесплатные ярмарки, так называемые фримаркеты (от английского free market, – Прим. ред.), где можно отдать или взять всевозможные вещи: одежду, игрушки, бытовую технику, книги. И все это без какой-либо оплаты. Кроме того, на таких мероприятиях часто проводятся различные мастер-классы для детей и взрослых.
В соцсетях тысячи пользователей ежедневно просматривают десятки объявлений от желающих избавиться от надоевшей бижутерии или старого дивана. Отклик обычно не заставляет себя ждать.
«Подобные ярмарки – это не только возможность сэкономить. Это также показатель взаимопомощи и солидарности, – говорит психолог Елена Ширяева. – У кого-то скопилось много вещей в хорошем состоянии, которыми есть желание с кем-то поделиться. А других этот ворох вещей отлично выручит и позволит избежать лишних трат».
Иногда в таких группах проводятся и своеобразные аукционы. Владелец вещи выставляет лот (прикладывает фото и описание), называет стартовую цену (она может быть и нулевой), шаговое значение и так называемую блиц-цену (верхний предел). В комментариях к сообщению начинают торговаться желающие приобрести этот товар. Торг заканчивается в двух случаях: предложенная кем-то цена совпала с блиц-ценой или в течение суток не было ни одной новой ставки. Если же за 24 часа вообще не появилось покупателей, лот просто снимается.
Добавим, что в некоторых странах Запада приобретать вещи на таких барахолках – вполне привычное явление. У россиян же порой нет такого прагматизма, говорят аналитики. После советского времени, когда было сложно что-то купить, и 1990-х годов, когда на это не было денег, сегодня многим важны не сами товары, а марки для статуса или комфортного самоощущения. Вот только погоня за брендами порой доходит до абсурда: люди покупают телефон, стоимость которого равна месячной зарплате, из-за чего приходится влезать в кредит. Вместо этого можно было бы подыскать подходящий вариант на досках объявлений.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com