Разговоры о грядущем финансовом кризисе не только будоражат умы финансистов, но и волнуют обычных граждан, которым важно, как падение акций на бирже может отразиться на их кошельках, стоит ли сейчас брать кредиты, в какой валюте хранить накопления и есть ли смысл использовать недвижимость как объект инвестирования. Эксперты же считают, что для понимания ситуации важно мыслить более масштабно, поскольку целесообразность всех вышеперечисленных действий будет зависеть и от общего состояния российской экономики, и от того положения, которое в ней будут занимать банки.
Кризис в головах
Повышенный интерес к финансовой теме в последние несколько месяцев красноречиво свидетельствует о том, что происходящие изменения носят глобальный характер. Однако аналитики считают, что говорить о кризисе было бы преждевременно, скорее, речь идет о вялотекущем росте экономики.
«Еще совсем недавно все были уверены, что кризис заканчивается, строя на этой волне оптимистичные прогнозы, но сегодня они сильно просели, – пояснил председатель совета директоров банковской группы «Альфа-Банк» Петр Авен. – Сейчас очень оптимистичным выглядит даже прогноз роста ВВП в 4%. Мы много говорили о причинах кризиса – это остановка западного финансирования и падение цен. Сейчас же, я думаю, сама модель экономического роста за счет увеличения потребления исчерпала себя. Мы, безусловно, вступаем не в новую волну кризиса, а в долгий период стагнации». Прямым следствием такой стагнации, по мнению Петра Авена, станет дальнейший отток капитала из страны, а также падение цен на энергоносители.
Не признавать очевидное было бы бессмысленно сегодня, когда явно наметилась смена настроения на финансовых рынках. По мнению финансистов, ощущение возврата в 2008 год появилось примерно два месяца назад в связи с развитием ситуации в Греции. Однако, рассуждая о ее причинах, эксперты все чаще называют психологический фактор, рассматривая его в разных аспектах.
«Ситуация непростая, и проблема даже не в отсутствии инструментов для ее решения, а в отсутствии политической воли признать ее очевидность, – заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович. – Столь же очевидно, что ситуация вряд ли выйдет из-под контроля, все решения будут приняты, необходимые средства по разным каналам так или иначе будут найдены».
«Безусловно, последние два месяца были очень сложными, и мы увидели, что в Россию пришла некая вторая волна кризиса. И на мой взгляд, она все же больше похожа на 2007 год, нежели на 2008, – считает главный экономист ОАО «Альфа-Банк» Наталия Орлова. – Мы не знаем, насколько европейские банки будут настроены и захотят ли финансировать внешние долги, которые были раньше предоставлены банкам и компаниям. Поэтому мы, собственно, и видели нестабильность на межбанковском рынке, повышение ставок, стресс для всех российских банков». Но, по ее мнению, те экономические риски, которые сейчас существуют в развитых странах, для России не так актуальны. «Большой блат для России заключается в том, что у нас нет долговой проблемы, что открывает перед нами окно возможностей. Этот момент можно и нужно использовать для привлечения капитала, однако по факту он все же уходит из России. Ситуацию можно переломить, тем более что очень низкие макроэкономические риски пока позволяют это сделать», – говорит Наталия Орлова.
Обвалится ли рубль?
Обывателя, озабоченного сохранностью накоплений, прочность курса рубля волнует именно в свете единственной стоящей перед ним задачи. Однако экономисты рассматривают этот аспект в свете глобального влияния на экономику.
«Вероятнее всего, стоит ожидать в ближайшие три-пять лет вялотекущего роста экономики на уровне 1-2% по сравнению с обещанными ранее 4%, – прогнозирует Аркадий Дворкович. – Безусловно, это не замедлит сказаться на всех показателях, в том числе и бюджетной политике государства. Банки, в свою очередь, будут вынуждены вести более консервативную политику».
«Нынешний курс рубля ориентирован на цены на нефть в районе 80-90 долларов за баррель, – уточнил Петр Авен. – Безусловно, он может оказаться под давлением дальнейшего падения роста цен на нефть».
Прогнозируя такой вариант, государственные институты просчитали и неблагоприятные сценарии развития событий.
«Согласно результатам проведенного нами стресс-теста, в том случае, если падение цен на нефть продолжится до 80 долларов за баррель, то рост ВВП задержится на уровне 2-2,5% в год, – заверил заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский. – При этом я хотел бы подчеркнуть, что наши оценки всегда отличались консервативностью. При худшем прогнозе, если цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель, ВВП уже в первый год такого падения сократится на 1,4-2%. Очевидным преимуществом России перед развитыми странами сегодня является минимальный бюджетный дефицит, а также очень благоприятный показатель соотношения долга государства к ВВП. Если в России он не превышает 10%, то в развитых странах он доходит до 60-70%, а иногда и выше. В совокупности это позволяет нам рассчитывать на возможность запуска в случае кризисной ситуации фискальных стимулирующих программ. При этом Россия сможет остаться в приличном для развитых стран уровне дефицита, не превышающем 5% ВВП».
Но пока, согласно недавно проведенным исследованиям портала Superjob.ru, 42% населения считают хранение сбережений в рублях самым безопасным с точки зрения финансовых рисков. Данные регионального исследования подтверждают, что доверие к рублю ростовчан выросло с 37% весной до 42% к осени.
«Сегодня в воздухе витает слово «кризис», текущая ситуация связана с низкими темпами роста мировой экономики и российской экономики как одной из ее составных частей. Сейчас, пожалуй, нет той тихой гавани, тех активов, куда можно было бы совершенно спокойно вложить денежные средства», – говорит вице-президент, начальник управления продаж департамента сети ВТБ 24 Вячеслав Роднищев.
Банки среагировали
Банки уже вынуждены реагировать на начавшиеся изменения. Отток денег с финансовых рынков, спровоцированный развитием экономической ситуации в Европе, приводит к росту их стоимости. Начавшееся увеличение ставок по вкладам, к которому примкнули даже самые стабильные финансовые учреждения, наглядно демонстрирует заинтересованность банков в привлечении средств населения.
«В целом интерес банков к депозитам отражает сжатие ликвидности на межбанковском рынке и исчерпание того запаса избыточных денежных средств, которое наблюдалось в банках с конца 2009 года, – пояснила Наталия Орлова. – Будучи заинтересованы в выдаче «длинных» кредитов, банки опасаются проблемных кредитов и заявляют об отсутствии «хороших» заемщиков».
Притом что в целом люди гораздо лучше стали разбираться в кредитных продуктах, подобралась и финансовая дисциплина, большинство россиян, еще храня воспоминания о прошлом кризисе, опасаются брать кредит.
Эксперты предпочитают воздерживаться от прямых рекомендаций, связанных с частными инвестициями, однако общие принципы, к которым стоит прислушаться, называют.
«Если речь идет о выборе между рублем, долларом или евро, то лучший способ – держать средства в той валюте, которой номинированы основные траты, или в мультивалютном вкладе, – считает Наталия Орлова. – Если говорить о ближайших месяцах, то лучше держать доллары, но периоды его укрепления чередуются с сильным ослаблением, так будет и в будущем».
Эксперты единодушно отмечают, что практически все российские банки наметили для себя одни и те же направления развития: рост корпоративного блока, увеличение портфеля «длинных» кредитов, увеличение притока розничных депозитов. При этом главными инструментами, которые позволят выиграть в обострившейся конкурентной борьбе, станут оперирование ставками и объемами кредитования, а также усложнение финансовых инструментов. В совокупности это приведет как минимум к увеличению привлекательности банковских продуктов и повышению их доступности. Как максимум – произойдет долгожданное укрупнение, в результате которого с рынка будут вытеснены мелкие игроки.
Фото: Фото с сайта Ecapital.com.ua