В России ужесточается ответственность за преступления на фондовом рынке. Федеральный закон о поправках в Уголовный кодекс был подписан на днях президентом страны Дмитрием Медведевым. Изменения в законодательстве вступят в силу уже в ноябре-декабре. Сами игроки отмечают сложность и неоднозначность трактовок нарушений, за которые они могут оказаться на судебной скамье.
До недавнего времени российским УК предусматривалась ответственность только за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг и злостное уклонение от предоставления информации об эмитенте или ложном информировании. Теперь же вводятся три новых статьи: «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги», «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг», «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг». Уголовная ответственность за эти преступления на рынке будет наступать в случае, если ущерб превысил один миллион рублей.
Санкции по новым статьям уголовного кодекса достаточно серьезные. Так, за нарушение правил учета прав на ценные бумаги предусматривается штраф в размере до 500 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до двух лет с возможным штрафом. Тем, кто будет осужден за манипулирование ценами на фондовом рынке, грозит штраф в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или от двух до шести лет тюрьмы.
За манипулирование на рынках ценных бумаг с использованием СМИ и Интернета установлено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет со штрафом 1 миллион рублей.
По словам заместителя руководителя федеральной службы по финансовым рынкам Александра Синенко, закон направлен на совершенствование механизма защиты инвесторов, укрепление законности и правопорядка на финансовом рынке, повышение его привлекательности. «При этом для развития рынка важно не только проведение превентивных мер, но и разъяснительной работы с его участниками. Необходимо создать среду противодействующую манипулированию и инсайду», – комментирует поправки в УК чиновник надзорного ведомства.
Многие участники рынка считают, что поправки в законодательство несовершенны. Так, например, все еще четко не прописано, какая информация может являться инсайдерской. Судебные процессы по таким делам могут оказаться весьма спорными.
По мнению руководителя пресс-службы ИК «Финам» Владислава Исаева, зарубежная практика показывает, что уследить за всеми манипуляциями с ценными бумагами невозможно даже при содержании огромного чиновничьего аппарата. «Но их выручает отсутствие в данном сегменте презумпции невиновности. Для того чтобы покарать участника рынка в сложных ситуациях достаточно мнения экспертов контролирующих органов. Скорее всего, на большинстве компаний и простых инвесторах серьезно закон никак не отразится, но несколько показательных порок нарушителей для демонстрации борьбы за "честную игру" возможны», – предполагает специалист.
Руководитель ростовского филиала ИК «БрокерКредитСервис» Андрей Смурыгин считает, что новый закон, который призван навести определенный порядок в отрасли, положительно на нее повлияет. Если сможет, конечно. «Ключевым в данном случае становится вопрос, насколько этот закон будет эффективным, ведь не секрет, что в нашем законодательстве есть статьи, которые просто не работают», – поделился своими соображениями Андрей Смурыгин. Он согласен с тем, что факты, например, недобросовестного использования инсайдерской информации, которая наносит ущерб инвесторам, имеют место на российском фондовом рынке. «Бывают случаи, когда информация приходит на рынок за десять минут до ее официального опубликования, например. Я считаю, что это – не нормальная практика и бороться с этим необходимо. Потому что такие факты подрывают доверие инвесторов к прозрачности работы российского фондового рынка, что, в конечно итоге, тормозит его развитие», – уверен эксперт.