За время кризиса сократилось число российских семей, имеющих непогашенные банковские кредиты. Рынок потребительского кредитования ждут туманные перспективы, поскольку в ситуации нестабильности россияне спешат избавиться от кредитного бремени, при этом вступать в новые кредитные отношения с банками граждане также не торопятся.
За время кризиса кредитная нагрузка на среднестатистическую российскую семью снизилась, свидетельствуют результаты опроса, проведенного в аналитическим центром Юрия Левады*. В ноябре прошлого года на вопрос «Есть ли у вас или у членов вашей семьи непогашенный кредит?» утвердительно ответило 33% респондентов. Февральский же опрос показал, что доля российских семей, имеющих непогашенную банковскую ссуду, снизилась до 26%.
«С одной стороны, тенденция объясняется тем, что семьи постепенно расплачиваются по взятым ранее кредитам, стараются по возможности «избавиться» от долгов, — рассказывает сотрудник отдела изучения доходов и потребления «Левада-Центра» Наталья Бондаренко. — C другой стороны, сокращение доли семей, имеющих непогашенные кредиты, может объясняться «сжатием» возможностей в сфере потребительского и автокредитования и сокращением притока новых заемщиков».
При этом «портрет» российской семьи, пользующейся банковскими кредитами для повседневных нужд, заметно не меняется: в последние годы население страны активно брало кредиты на покупку товаров, реже — на оплату образовательных или медицинских услуг. Как отмечает Наталья Бондаренко, в 42% семей с непогашенной ссудой кормильцем является рабочий, в 24% — специалист и только в 14% семей добытчиком является предприниматель или руководитель.
Наиболее активно во время кризиса погашали банковские ссуды обеспеченные семьи: если в ноябре прошлого года доля семей, которые имели относительно высокий потребительский статус и могли без труда приобретать вещи длительного пользования, составляла 20%, то в феврале показатель снизился до 15%. Семьи же, которые характеризуют свои материальные возможности как ограниченные, по-прежнему, не рассчитались с долгами.
«Непогашенные кредиты есть в основном у семей так называемого «базового» потребительского слоя: 52% — это семьи, в которых денег хватает на продукты и одежду, но покупка товаров длительного пользования является проблемой», — отмечает Наталья Бондаренко.
Между тем динамика потребительского кредитования по-прежнему демонстрирует заметный спад. Банки «фильтруют» поток заявок, требования к потенциальным заемщикам, по словам начальника управления андеррайтинга департамента розничного бизнеса Собинбанка Анны Ковтун, в связи с неустойчивостью ситуации в финансовом секторе значительно возросли. «Ужесточились и требования к понятию «хорошая кредитная история»: ее продолжительность, объемы имеющихся и погашенных кредитов, наличие и качество просрочек — сегодня все принимается во внимание и оценивается жестче, чем еще месяц-два назад», — отмечает эксперт.
Впрочем, поток новых клиентов за банковскими кредитами также уменьшился. Основная причина заключается в том, что из-за сокращения доходов потенциальные заемщики не стремятся связывать себя новыми кредитными узами. Так, по данным Росстата, на 1 марта 2009 года суммарная задолженность предприятий и компаний по зарплате сотрудникам увеличилась по сравнению с февралем на 16% и превысила восемь млрд рублей. В подобной ситуации семьи, которые еще недавно были готовы взять кредит, теперь живут по принципу «не до жиру, — быть бы живу» и отказывают себе в приобретении дорогостоящих товаров.
«Кризис заставил людей внимательнее прогнозировать свои расходы, — уверен директор департамента розничных продаж «АФ Банка» Дмитрий Вильданов. — Боязнь снижения уровня доходов и рост цен заставляют людей откладывать получение кредита для покупки вещей длительного пользования. Банки, в свою очередь, подняли ставки по кредитам и стали подходить к оценки кредитоспособности заемщика тщательнее, что опять же останавливает потребителей в желании взять кредит».
Не в пользу развития рынка кредитования и кризис доверия, по-прежнему ощущающийся в финансовом секторе. По мнению Дмитрия Вильданова, сейчас не только банки не доверяют клиентам, но и сами клиенты не доверяют банкам. И только прорвав замкнутый круг и восстановив доверие, можно будет говорить о том, что рынок кредитования пошел на поправку.
* Включен в реестр иноагентов