Инвестиции в живопись нашего времени становятся все более перспективными. Рыночный интерес к современному искусству набрал колоссальные обороты. Эксперты считают, что вкладывать в картины наших современников даже более перспективно, чем в творения «старых» мастеров. Тем более, что в России до сих пор существует огромный пласт живописцев, работы которых вполне доступны даже для коллекционера средней руки. Как бы там ни было, но они способны добавить неплохой доход в копилку «понимающего» инвестора.
Большинство современных коллекционеров предпочитает инвестировать в достаточно «раскрученные» бренды или направления. К таковым можно отнести натюрморты, морские пейзажи, индустриальную живопись. Эти произведения поднимаются в цене медленно, но стабильно – год за годом. Падения в стоимости из-за достаточно устойчивого спроса обычно не происходит ни в нашей стране, ни за рубежом.
Что касается имен художников, то рядовой коллекционер в своих покупках ориентируется на имена, которые включены в известные каталоги. Они же служат неплохим подспорьем и для предварительной рейтинговой оценки художника.
«Вкладывать в живопись всегда было выгодно. Искусство – это вечность, вещь бесценная. Мало существует произведений рук человеческих, обладающих долговременностью. Картина и через двадцать лет, и через пятьдесят, и даже через тысячу останется картиной. В основе коллекционирования лежит как раз индивидуальность автора произведения. К сожалению, если раньше коллекционеры понимали, что они покупают, сегодня это просто модное направление. Особенно популярны русское искусство, современное российское», – говорит заместитель директора по науке Ростовского областного музея изобразительных искусств Антонина Нарыжная.
Если инвестор считает, что та или иная живопись не была куплена сразу, потому что «оказалась не в то время и не в том месте», у него есть время подождать развития спроса в будущем. Весь риск в данном случае состоит в уплате суммы, не идущей ни в какое сравнение с реальной стоимостью произведения в дальнейшем.
На Западе, помимо самого времени, «локомотивом», тянущим на гору финансового успеха картины того или иного художника, могут стать три фактора: общественные институты (музеи, профессиональные журналы, фестивали, то есть, структуры, которые делают художественную селекцию публичной), арткритики и галеристы. Как только эксперты мира искусства вводят имя художника в круг публичного внимания, цены на его картины непременно повышаются.
Специалисты считают, что сегодня вкладывать средства в современное искусство даже более выгодно, чем в картины минувших веков. «Живопись старого времени уже в большинстве своем раскуплена, и цены на нее очень высоки. Поэтому, даже при большой удаче, трудно получить за короткое время значительную прибыль, да и начальный капитал для этого требуется немалый. Плюс – дорогостоящая экспертиза, особые условия хранения и охраны картин и прочие необходимые требования. Работы же современных художников можно покупать дешево, авторство устанавливать при личном контакте, хранить – хоть дома, хоть в офисе, не опасаясь кражи, а через какое-то обозримое время, если повезет, получить многократную прибыль. Ну а если нет, потери будут невеликие – считайте, что просто купили дорогие обои», – рассказывает консультант управления Private Banking ИК «ФИНАМ» Дарья Масленникова.
По словам директора Ростовского филиала компании «БКС» Андрея Смурыгина, второй фактор «прибыльности» современной живописи заключается в том, что круг покупателей постоянно растет, и предметов «старого» искусства на всех просто не хватит.
В любом случае, приобретая ту или иную картину, инвестор рискует своими деньгами. Ведь, в отличие от старых работ, которые можно будет продать однозначно хотя бы по цене покупки, если современный живописец не выйдет «в звезды», получить прибыль от реализации его творения будет куда сложнее.
«Говоря о рисках инвесторов, вначале я выделил бы факт подлинности картины, а затем уже риск того, что изменение цены на нее окажется не таким, какое ожидалось на момент покупки», – подчеркивает Андрей Смурыгин.
Предметы искусства, в частности произведения живописи, служили для обеспечения денег всегда. Особенно часто они выполняли подобную роль на переломных моментах истории, когда банкноты той или иной страны утрачивали свою стоимость из-за жесточайшей инфляции. Впоследствии картины приносили своим владельцам значительные средства, но уже в новой, стабильной валюте.
Если деньги, зачисленные на банковский депозит, удваиваются обычно в течение восьми- десяти лет, цены на живописные полотна растут значительно быстрее. Средний рост их стоимости не опускается ниже 10-15% годовых.
«Доходы от приобретения предметов искусства могут исчисляться тысячами процентов. Нередки случаи, когда картины, купленные за десяток долларов или в оплату обеда у художников, вышедших потом в знаменитости, продавались затем за миллионы. Бывало и так, что старинное полотно висело себе где-нибудь в неприметном месте или вовсе пылилось на чердаке, как, например, акварели молодого Гитлера, а затем продавалось за очень большие деньги. В Великобритании сейчас даже реализуется общенациональная программа поиска старинных полотен, результаты которой феноменальны, вплоть до обнаружения неизвестной картины Рубенса. Русские картины старых мастеров также порой все еще можно обнаружить в самых неожиданных местах. Однако в связи с тем, что в СССР их поиск и учет велись очень серьезно, многое было утеряно во время войны и революции, а ряд – подобрали спекулировавшие антиквариатом «частные предприниматели». Сейчас на западе наблюдается мода на российское искусство, притом не только на старинное, так что по соотношению вложений и перспектив этот рынок выглядит очень привлекательно», – рассуждает Дарья Масленникова. Правда, по ее словам, для того, чтобы зарабатывать на инвестициях в живопись, требуется длительное обучение, да и толкового консультанта найти сложнее, чем для тех же вложений на фондовой бирже.
В последние годы на Западе было создано несколько инвестиционных фондов, которые пытаются заработать на торговле предметами искусства. Первый – Fine Art Fund – начал работать в Лондоне в июле 2004 года.
Впрочем, бизнес по созданию таких структур находится пока в зародыше даже за границей. В 2005 году лондонская газета The Art Newspaper насчитала их около десятка в Великобритании, США, Швейцарии и Китае. Специализированные организации занимались привлечением средств на формирование инвестфондов. Из них лишь Fine Art Fund удалось сформировать полноценный арт-фонд.
По словам Дарьи Масленниковой, в России такие структуры также открываются, но пока они достаточно редки. На Западе арт-фонды традиционно отслеживают все аукционы, выставки, ведут самостоятельный поиск предметов искусства в антикварных магазинах, художественных салонах и так далее. «Существует две основные стратегии. Согласно первой, покупаются уже оцененные рынком произведения на очень длительный срок в расчете на то, что со временем картины все равно будут дорожать. Вторая предусматривает скупку всего, что попадется – скопом и подешевле, в расчете, что среди «навоза» окажется жемчужина. Однако по сути своей такие фонды доступны очень немногим – стартовый уровень вложений высок, а сроки, на которых фонд может принести большую доходность, длительны. Так что пока появление таких организаций у нас в стране – это, скорее, маркетинговый ход», – отмечает консультант управления Private Banking ИК «ФИНАМ».